lissakay.com

После терактов 11 сентября 2001 года миллионы американок начали вязать. Стремительно растущую моду на вязание в США объясняют реакцией на возрастающий стресс повседневной жизни и засилье технологий, отрицающих ручной труд и творческую инициативу, пишет Washington ProFile.

Современные американки вяжут в вагонах метро, кофейнях, книжных магазинах и во время обеденных перерывов. "Вязальная революция" по своей силе не уступает повальному увлечению американцев йогой, а для многих вязание и стало новой йогой. При этом мода на вязаные одеяла, пончо, сумки, длинные шарфы и накидки для собак поддерживает энтузиазм вязальщиц.

Однако большинство из них находит, что главное в вязании - его терапевтический эффект и возможность пообщаться с подругами. Новое урбанистическое движение Америки - это сеть городских клубов по вязанию под названием Stitch 'n Bitch ("Вязать и жаловаться"). Первый такой клуб возник в Чикаго, вдохновленный страстью к вязанию Дэбби Столлер, написавшей книгу-бестселлер Stitch 'n Bitch. Вслед за чикагскими вязальщицами, желающие повязать и пожаловаться на жизнь обнаружились по всей стране, образовывая свои клубы, интернет-сайты и электронные магазины по распродаже собственных изделий.

Откликаясь на интерес к вязанию, известные компании стали предлагать свои услуги специально для вязальщиц. Так, железнодорожная компания Amtrak организует специальные поезда для любителей вязания, курсирующих между несколькими городами Калифорнии. Пассажирам предлагаются сессии по обмену опытом с опытными вязальщицами и обучение новым вязальным рисункам в компании соратниц по ремеслу. Один из книжных магазинов сети Barnes and Nobles в Нью-Йорке нанял живых моделей и посадил их вязать в витрине магазина, пропагандируя вязание и книги, посвященные этому занятию.

Исследование, проведенное Craft Council of America, показало, что в 2004 году 53 млн американок (или каждая третья женщина) умели вязать спицами или крючком. Это означает, что за десятилетие число вязальщиц увеличилось на 51%. При нынешних темпах роста популярности вязания в 2005 году в США может появиться 94 млн вязальщиц и вязальщиков. Большим сюрпризом для Craft Council of America явился факт необычайной популярности вязания среди женщин до 35 лет. Образ старушки со спицами и полосатым носком стремительно теряет свою актуальность. Начиная с 2002 года, на 150% выросло число подростков в возрасте до 18 лет, которые посещают занятия по вязанию - сейчас вяжут 5,7 млн тинейджеров. Популярность вязания среди женщин, входящих в возрастную группу 25-34 лет за тот же период времени возросла на 100% (таких вязальщиц сейчас 6,5 млн).

Феномен увлечения вязанием стал "золотой жилой" для производителей пряжи и торговцев вязальными нитками. 37% американок, в среднем, тратят по 4-7 долларов на моток пряжи. Немного меньше (36%) женщин попадают в категорию вязальщиц, отдающих по 2-4 доллара за моток. 22% готовы платить за клубок вязальных ниток 7-11 долларов и больше. Особым спросом пользуется пряжа букле и пряжа, имитирующая мех, украшенная блестками или обладающая металлическим блеском. Самыми популярными вязальными проектами считаются всевозможные накидки для мебели и кроватей (53%), одеяла для младенцев (42%) и шарфы (35%). Средний вязаный свитер или жилет обходится вязальщицам в среднем в 31,3 доллара, кроватное покрывало - 32,4 доллара, а средства, затраченные на изготовление пончо или шали - 36 долларов.

Интерес к вязанию возникал в американском обществе по разным причинам, отмечает Washington ProFile. Вязание в доиндустриальную эру - приблизительно до конца XIX - помогало семьям сэкономить на расходах на одежду. Развитие текстильной промышленности в ХХ веке сделало домашнее вязание неэкономичным. Однако вязальный талант американок был снова востребован во время Первой Мировой войны. Тысячи носков домашней вязки отправлялись на фронт солдатам. В 1920-е годы американки презирали вязание, считая его непрестижной "женской" работой. Первая леди США Грэйс Кулидж пыталась заинтересовать своих соотечественниц вязанием, организовывая вязальные конкурсы и марафоны с привлекательными призами для победительниц. В 1930-е годы - частично благодаря ее усилиям, частично за счет недоступности населению хорошей одежды во время Великой Депрессии - страсть к вязанию вновь расцвела среди женщин Америки. Следующим испытанием вязальной мощи страны стала Вторая Мировая война, которая вновь мобилизовала женщин на вязание шерстяных солдатских носков.

Начиная с 1950-х, на "вязальном фронте" в США наступило глубокое затишье. Хиппи ценили кустарно изготовленные вещи и любили вязать, но духом эпохи быстро завладели антивоенный активизм, связанный с войной во Вьетнаме, и феминистические идеи. Вязальные спицы и крючки были заброшены - сэкономленное время тратилось на уличные демонстрации, а в последующие десятилетия - на карьеру и развлечения.

Дэбби Столлер, автор бестселлера Stitch 'n Bitch, считает, что возрождение вязания в Америке XXI века связано с культурной тенденцией возвращения к типично женским занятиям, которая была подавлена развитием феминизма в 1960-70-х годах. В то же самое время, "вязальная революция" является частью более общей тенденции в американском обществе, которая проявляется в потребности ручного труда и связанных с ним творческих процессов. Этой потребностью, например, объясняется коммерческий успех сетей магазинов типа "сделай сам".

Вдобавок, вязание может служить средством для выражения сочувствия и желания помочь ближним. После трагедии 11 сентября 2001 года американские женщины связали тысячи одеял для пожарных-спасателей. Вязание также вылилось в другую форму благотворительности - аукционы, проводимые популярными магазинами вязальной пряжи, на которых продаются одеяла, связанные голливудскими звездами: торговцы получают рекламу, а выручка от продаж одеял направляется на благотворительные цели.