НТВ

Украинские суды погрязли в коррупции. В существующей судебной системе есть даже определенная схема, по которой деньги доходят до получателей, и конкретные расценки на услуги "служителей Фемиды".

К такому выводу пришли журналисты газеты "24", проведя расследование различных судебных случаев и опросив известных украинских юристов и правозащитников.

Причем в разговоре с корреспондентами все комментаторы признали, что, пока есть спрос, с судебным произволом бороться будет невозможно, пишет NEWSru Ua.

- -Расценки на услуги судей существуют
- Судьями "просто так" не становятся
- Схема подкупа

По словам одного известного адвоката, пожелавшего не раскрывать свое имя, практика подкупа судей сложилась благодаря государственным чиновникам чиновникам. "Первым заказывать уголовные дела против противников начало государство. На это посмотрел бизнес и решил: а почему им нельзя делать так же? Разорить конкурента или посадить его вместо этого... ", - рассуждает собеседник издания.

По его словам, никто не хочет давать или брать взятки: "Многим судьям, особенно старой закалки, которые готовы и хотят судить честно, - это как серпом по сердцу". Однако когда, по словам адвоката, "перед делом к тебе заходит председатель суда и говорит: "Иван Иваныч, ну, надо. Попросили", и так повторяется много раз, судья сам начинает думать, а почему я не могу взять что-то себе",

По словам экспертов, на коррупцию влияет и низкая зарплата судей - около 300 – 400 долларов, и повальная коррупция в госсистеме, когда судья не понимает почему он не должен брать взятки, когда их берут и прокуроры, и милиция.

Член Высшего совета юстиции Степан Гавриш считает, что еще одна проблема – в жесткой вертикальной системе судопроизводства. "Решение Верховного cуда приравнивается по статусу к закону, и оспорить его не может никто. Впрочем, здесь можно говорить о всей коррупционной системе в целом. Во-первых, она проявляется по вертикали, а, во-вторых, по горизонтали – через всю производственную систему", - цитирует его слова "24".

Гавриш также отмечает, что "повальное большинство судей формируется политическим большинством и поставлены в условия, когда они вынуждены удовлетворять заказы власти".

Кстати, единственные, у кого практически почти нет шансов "отмазаться" за взятку – подозреваемые в совершении тяжких преступлений. Например, практически невозможно получить судебное оправдание за убийство – "выручать" таких обвиняемых готовы очень немногие судьи.

Расценки на услуги судей существуют

Мнения правозащитников по поводу существующего алгоритма расчета взяток расходятся. Так, один из опрошенных газетой "24", известный в Киеве адвокат, утверждает, что говорить о каких-то фиксированных расценках на взятки нельзя. Можно только упоминать об определенных минимумах и максимумах.

По его словам, существующий минимум это 100 долларов в районном суде за то, чтобы ваше дело о хозяйственных спорах начало рассматриваться немного быстрее. "То есть, его переложат из нижней стопки в верхнюю, и судья будет рассматривать поживее", - говорит адвокат. Максимальная сумма, по его словам, это 1 млн долларов. "Речь шла о споре за недвижимость стоимостью 20 млн долларов, взятка составила 5% от цены вопроса", - рассказал он.

"Какого-либо тарифа нет, поскольку каждое дело уникально. Фемида – как капризная девушка: неизвестно, чего она от тебя потребует", – поддержал мнение коллеги другой известный в Украине юрист.

Между тем, определенный порог цен на услуги судей все же существует, убеждено издание. Например, по информации газеты, устранить директора со спорного предприятия, то есть не допустить его на территорию, посадив в главный кабинет подставное лицо, стоит как минимум 10 тысяч долларов.

В том числе цены зависят и от резонансности дела. "Если судья понимает, что конфликт приобретет огласку, его фамилию начнут "склонять" в прессе, нужно будет что-то придумывать в качестве оправдания перед начальством, то стоимость решения возрастает в разы", – рассказал журналистам адвокат.

Среди самых дорогих судов Украины эксперты называют хозяйственные и районные суды в столице - решение здесь стоит от 20 тысяч долларов. А в судах высшей инстанции 5 тысяч долларов надо заплатить только за то, чтобы дело было принято к рассмотрению.

А по данным еще одного киевского адвоката, как отмечает газета "на собственной практике столкнувшегося с судебной коррупцией", взятка может зависеть от цены вопроса.

Судьями "просто так" не становятся

Для того, чтобы получать взятки следует сначала инвестировать в судейскую мантию, пишет газета "24".

"Цены разные. Для того, чтобы стать судьей в одном из районов Киевской области необходимо заплатить 30–35 тысяч. Районного в Киеве – 50 тысяч. А для того, чтобы пробиться в Киевский хозяйственный нужны очень хорошие связи", – говорит один из собеседников издания.

Кроме того, обращает внимание газета, судьи пытаются не брать взятки в свой первый срок – пять лет, после которого судью или увольняют, или оставляют на должности пожизненно.

Схема подкупа

В судебной коррупции существует определенная система, по которой деньги доходят до получателей. "Обычно адвокаты имеют налаженные отношения с определенными судьями. Если клиент хочет решить вопрос за деньги, то подается иск и адвокат добивается, чтобы дело расписали на определенного судью", - рассказал "24" один из юристов.

После того, как будет назначена сумма, в дело вступает посредник. "Сам судья денег никогда не берет. Ведь для того, чтобы доказать факт взятки необходимо заснять на пленку процесс ее передачи. Поэтому деньги проходят через руки третьих лиц, которым в равной степени доверяют обе стороны. Это могут быть родственники, помощники судьи и так далее", - отмечает адвокат.

По его словам, посредник обычно выступает и гарантом сделки, поскольку хранит у себя деньги до тех пор, пока судья не вынесет решение в пользу клиента.

Впрочем, далеко не все дела оканчиваются благоприятно даже после получения взятки. "Бывает, что деньги не помогают. Судья может взять деньги, а потом сказать, плательщику, что, мол, извини, мне тут из Секретариата президента позвонили, намекнули на то, каким должно быть решение", – объяснил еще один из собеседников "24".