Euronews

Турция ограничила полномочия военных судов. Это было одним из условий Евросоюза, куда стремится вступить Анакара. Соответствующий закон, принятый в июне турецким парламентом, подписал в среду президент страны Абдулла Гюль, передает Euronews.

По новому закону, военнослужащих в мирное время будет судить гражданский суд. А дела, по которым обвиняемыми проходят гражданские лица, военные суды не смогут рассматривать вообще.

Представители командования вооруженных сил Турции считают, что закон противоречит статье 145-ой Конституциии страны. В этой статье описывается юрисдикция военных судов. О своем несогласии с решением президента заявила и демократическая оппозиция, которая собирается подать иск в Конституционный суд.

Армия в Турции стоит на страже светского характера и демократических принципов устройства государства. Принятие нового закона стало возможным после так называемого "дела Эргенекона". Так в Турции назвали процесс против высокопоставленных офицеров и профессоров высших учебных заведений. Контролируемая исламскими партиями прокуратура Турции обвинила их в подготовке ультраправого переворота, направленного против правительства Эрдогана. Оппозиция считает "дело Эргенекона" сфабрикованным.

Напомним, Турция ведет переговоры о вступлении в ЕС с октября 2005 года, после того как лидеры Европейского союза и Турции достигли компромисса по спорному вопросу о признании Анкарой Кипра. Турция поддерживает непризнанную республику турок-киприотов на севере Кипра, но после напряженных дискуссий в Брюсселе она согласилась сделать заявление о намерении нормализовать связи между турецкой и греческой общинами Кипра. Впрочем, премьер-министр Турции Эрдоган оговорился, что это еще не означает, что Анкара признала правительство в Никосии.

Канцлер Германии Герхард Шредер считал, что нежелание Турции признавать Кипр, ставший членом Евросоюза в мае 2004 года, - основное препятствие на пути ее вступления в ЕС. Впрочем, отмечаются и другие проблемы. Так, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу отмечал ранее, что в Турции по-прежнему распространены нарушения прав человека, к тому же Анкара не спешит с экономическими и демократическими реформами.

Решение ЕС о согласии на начало переговоров далось, по словам дипломатов, нелегко: руководящие структуры Евросоюза далеко не едины в том, что касается возможности приема в свои ряды Турции, отмечает BBC. С принятием окончательного решения европейцы не спешат. Не обещает ЕС и того, что исход переговоров будет положительным.

Для Турции, погрязшей в военных переворотах, вступление в ЕС обещает не только улучшение уровня жизни, но и закрепление демократии. Но в случае ее принятия в ЕС, блок расширит границы до России, Ирана, Ирака и Сирии. А Ближний Восток - самая нестабильная часть мира, отмечает nbc.com.ua.

Есть еще и экономический аспект, отмечает издание. Более половины турецкого экспорта приходится на страны ЕС, но, в отличие от также стремящейся в европейскую семью Украины, мусульманская Турция вызывает в Европе опасения.

Скептики говорят, что, открыв двери для бедной страны с быстро растущим и к тому же в большинстве мусульманским населением, ЕС де-факто полностью поменяет свое европейское и христианское лицо, причем в то время, когда многие жители Старого Света не уверены в том, что хотят жить в обществе с размытыми национальными и религиозными границами.

"Я очень обеспокоен будущим Европы. Я считаю Европу прекрасным континентом сильных стран. Но, к сожалению, из-за массового наплыва иммигрантов и исламизации нашего общества я боюсь, что рано или поздно мы расплатимся за это своей свободой", - рассказал в интервью Euronews Геерт Вильдер, лидер нидерландской Партии Свободы, известный своими исламофобскими взглядами. После выхода в свет его документального фильма, осуждающего Коран, он находится под особой охраной полиции.

"Я не имею ничего против мусульман, я не имею ничего против людей, но я вижу проблемы с идеологией ислама", - сказал он.

"В случае усиления потока иммигрантов мы получим расширение исламской культуры, исламских настроений и исламской идеологии в нашем обществе. И тогда наше общество изменится. Мы получим то, что случилось в Великобритании, где сегодня уже действуют 85 шариатских судов, в которых женщина не равна мужчине, в которых считают, что гомосексуалистов надо убивать. Я говорю, что это антидемократические законы, что шариат это часть идеологии ислама", - заявил Вильдер.

"Мы должны заявить: никакого шариата в нашем свободном европейском и других обществах, потому что если мы позволим первый шаг, каким бы невинным он ни был, за ним последует следующий", - считает политик.

"Я хотел бы, чтобы наше сотрудничество ограничивалось бы экономическими рамками. Я не имею ничего против Турции, это уважаемый союзник по блоку НАТО, но я не считаю ее членом нашей семьи,- заявляет Вильдер. - Это мусульманская страна, а значит приток мусульман в наши общества усилится, а нам это нужно меньше всего".