Верховный суд Израиля принял решение экстрадировать в Россию израильского антиквара Владимира (Зеэва) Файнберга, которого российские правоохранительные органы обвиняют в похищении рукописей из Исторического архива Санкт-Петербурга.
Как отмечают местные СМИ, Верховный суд, таким образом, подтвердил аналогичное постановление окружного суда Тель-Авива и отклонил апелляцию, поданную семьей Файнберга. Теперь решение об экстрадиции должно быть утверждено министром юстиции Израиля Ципи Ливни, сообщает РИА "Новости".
Файнберг уже год и десять месяцев находится в камере полицейского участка в Иерусалиме. Как писала в середине февраля израильская газета Ha'aretz, российские власти обвиняют выходца из России Владимира Файнберга в том, что он в 1994 году выкрал из Исторического архива в Санкт-Петербурге несколько тысяч важных исторических документов, в том числе письма царей из династии Романовых, а затем продал эти бумаги на аукционе в Германии. Общая стоимость документов, по данным Ha'aretz, оценивается в десятки миллионов долларов.
Семья Файнберга горячо возражает против его экстрадиции, упирая, в первую очередь, на то, что в России у него не будет шансов на справедливый суд. Родственники антиквара также выражают опасения, что он не сможет выжить в условиях российской тюрьмы.
На защиту антиквара также встали 30 депутатов израильского парламента (кнессета) от различных фракций, которые подписали петицию о недопустимости передачи Файнберга российскому правосудию. Однако документ не возымел действия на Верховный суд.
По утверждению российских властей, Файнберг, которому принадлежал антикварный магазин в Санкт-Петербурге, возглавлял преступное сообщество, члены которого в 1994 году взломали архив и выкрали оттуда более 7 тысяч документов. Российская сторона утверждает, что им помогали деловой партнер Файнберга и бывший охранник.
По данным Ha'aretz, некоторые из похищенных документов - это декреты и приказы о назначении, подписанные царями, они имеют меньшую ценность, рукописные письма представляют значительно больший интерес, а самый ценный экземпляр - личное письмо Екатерины Великой.
Однако Файнберг утверждает, что он купил эти документы у охранника, который сказал ему, что обнаружил их на чердаке дома в деревне под Санкт-Петербургом. По словам бизнесмена, он понятия не имел, что они были украдены.
Факт пропажи документов был установлен, только когда Файнберг выставил их на аукционе JA Stargardt в Берлине. Владелец аукциона захотел убедиться в подлинности документов и обратился в архив Санкт-Петербурга. Было установлено, что документы подлинные, но краденые.
Все, причастные к этому делу, были арестованы, а Файнберг заслужил клеймо "еврейский мозг банды", писала газета Ha'aretz. После 10 месяцев содержания под стражей Файнберга освободили под залог в 50 млн рублей и продолжали вызывать для дачи показаний. Он вернул все документы, которые у него были.
В 1996 году, несмотря на возбужденное против него уголовное дело, Файнберг через Польшу уехал в Израиль, где вскоре получил израильское гражданство и открыл антиварную лавку. В период ведения следствия его жизнь в России оказывалась под угрозой. "После того как в его машину стреляли, он решил бежать, - рассказывает его жена Надя Манина, в настоящее время проживающая со свекровью в Тель-Авиве. - Если его экстрадируют, он будет в России совсем один. Вся семья, в том числе его сын, уже перебрались в Израиль".
Делового партнера Файнберга в России приговорили к 7 годам лишения свободы, впоследствии снизив этот срок до двух лет. Охранника осудили на 9 лет.
После поступления из России просьбы об экстрадиции в 2003 году обвиняемый был взят под стражу израильской полицией. В июне 2003 года в 5 утра полиция постучала в дверь Файнберга в Тель-Авиве. С тех пор Файнберг находится под стражей, а его жена и сын развернули кампанию по привлечению общественного внимания к его проблеме.
В феврале Файнберг, находясь в тюрьме, заявил в интервью Ha'aretz: "Я ничего не крал. Я совершил ошибку. У меня 30-летний опыт в этом бизнесе. Если бы я украл эти документы, я не стал бы тут же выставлять их на самый представительный аукцион. Это все равно, что украсть "Мону Лизу" и выставить ее на Sotheby's. Я подставился. У меня произошел "несчастный случай на производстве". А теперь КГБ хочет мне отомстить".
По словам Файнберга, когда эта история всплыла на поверхность, нынешний президент России Владимир Путин как раз возглавлял избирательную кампанию мэра Санкт-Петербурга, и дело приобрело политическую окраску. "С помощью моего дела Путин изобразил себя хранителем русской культуры", - заявил предприниматель.
По условиям российской конституции, Россия не выдает своих граждан в другие страны. По законам Израиля, если прошение об экстрадиции будет отклонено, Файнберга могут судить в Израиле.