naviny.by

Белорусская правозащитница Яна Полякова покончила с собой после того, как ее приговорили к 2,5 года так называемой "химии" (домашнего ареста). Женщина обвинялась в лжесвидетельстве против милиционера, который якобы ее избил.

Трагедия разыгралась в ночь на минувшую субботу прямо в доме 33-летней правозащитницы Яна Поляковой, расположенном в городе Солигорск, сообщает "Хартыя'97". Женщина повесилась прямо в прихожей. А перед тем она была приговорена районным судом Солигорска к 2,5 года ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа и не смогла вынести позор, связанный с обретением статуса "зека".

О самоубийстве Поляковой было объявлено в понедельник на Ассамблее неправительственных организаций и инициатив, которая проходит в Минске, передает РИА "Новости".

Роковое решение суда Солигорского района под председательством судьи Буравцова было принято 3 марта. Тогда Полякову осудили по части 2 статьи 400 Уголовного кодекса Белоруссии (заведомо ложный донос). Суд приговорил Полякову к 2,5 года ограничения свободы, а также потребовал возместить "моральный ущерб" в размере одного миллиона рублей в пользу потерпевшего участкового милиции Пугачева, который недавно вышел на пенсию.

Ранее Полякова написала в прокуратуру Солигорского района жалобу на участкового милиционера, который при задержании якобы избил ее. Суд постановил, что это "вымысел правозащитницы" и обвинил ее в ложном доносе.

В ноябре 2008 года резонанс получила история с преследованием Поляковой со стороны правоохранительных органов. Правозащитница сообщала, что за оппозиционную деятельность ее неоднократно задерживали сотрудники милиции. Также сообщалось, что в отделении женщину избивали, а однажды ей чуть не сломали руку.

Полякова являлась членом инициативной группы кандидата в депутаты на последних парламентских выборах Ольги Козулиной - дочери лидера белорусской оппозиции, который долгое время провел в тюрьме.

По словам правозащитника Валерия Щукина, который присутствовал на суде, "для Яны этот приговор был шоком".

Я почти целый день провел у нее после этого суда, но она твердила только одно: "Я не буду зечкой, - добавил Щукин. - Для нормального человека это действительно шок".

При этом правозащитник рассказал, что и его жена переживала аналогичную глубокую депрессию, когда приговорили даже не ее, а мужа. "Помню, когда меня посадили в первый раз, жена стеснялась в город выходить - ей казалось, что это позор, - поясняет Щукин. - Видимо, так и у Яны произошло".

По его мнению, женщина "видела свою полную беспомощность, неспособность что-то противопоставить этой травле". "Я был на многих судах, но суд над ней был настоящий судилищем", - заключил Щукин.

Примечательно, что главным зачинщиком злополучного уголовного процесса был вовсе не участковый Пугачев. На судебном заседании государственный обвинитель заявил, что уголовное дело возбуждено по требованию прокуратуры Минской области.

На суде в качестве одного из основных доказательств невиновности капитана использовалась видеопленка (в Солигорском ГРОВД возле дежурной части вмонтирована видеокамера). Предоставленная видеозапись свидетельствовала: Яна входит в здание ГРОВД одна, одна сидит на скамейке для посетителей, одна выходит из здания ГРОВД. Пугачев ни возле нее, ни в отдалении заснят не был.

Но, с другой стороны, суд экспертизы видеопленки не провел. Подлинность видеозаписи таким образом не удостоверена. Подтверждала алиби капитана и целая группа милиционеров. Однако в административных и уголовных процессах с политической окраской к показаниям милиции относятся скептически, поскольку они довольно часто оказываются ложными, пишет белорусское издание.

10 лет юрист сидела без работы

Мама Яны Поляковой вспоминает, что незадолго до судебного процесса и последующего суицида дочь попала в реанимацию в коматозном состоянии с сердечным приступом. Ее там быстро откачали, и, по словам женщины, отправили домой. Хотя по всем показаниям должны были положить в кардиологию. Дочка тогда еле пришла домой, часто после этого она буквально теряла сознание.

Мать правозащитницы пыталась добиться помощи от врачей, умоляла прокурорских и судейских работников отложить процесс хотя бы на пару недель. Все оказалось тщетным.

Молодая, с высшим юридическим образованием, энергичная Яна Полякова была безработной более 10 лет. Причиной тому лишь то, что местным чиновникам в свое время не понравилась ее принципиальность при выполнении своих обязанностей.

Перед трагической развязкой женщина пережила откровенную травлю. Ей даже поступали телефонные звонки с угрозами. Однако суд все эти обстоятельства не интересовали.

Добавим, западные страны неоднократно критиковали белорусские власти за преследование оппозиции и ущемление прав человека. Первые санкции Европейского Союза (ЕС) против Белоруссии были введены после референдума 1996 года, результаты которого не были признаны ЕС. Однако после освобождения из белорусских тюрем ряда лиц, которых Евросоюз называл политзаключенными, и проведения парламентских выборов в Белоруссии ЕС в октябре 2008 года приостановил на полгода санкции в отношении белорусских властей.