Спустя пять лет после знаменательного решения по коллективному иску жертв холокоста, заявляющих права на утраченные или похищенные счета времен нацизма в швейцарских банках, назначенный судом чиновник по надзору утверждает, что многие выжившие и их наследники, возможно, никогда не получат компенсаций.
Иуда Гриберц, осуществляющий надзор за процессом выплаты компенсаций, заявил, что швейцарские банки, ссылаясь на законы о банковской тайне, ограничили доступ к информации о миллионах счетов времен нацизма, сообщает International Herald Tribune (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Отсутствие полного доступа к существующей документации и недоступность других данных затрудняет процесс правопритязания", - написал Гриберц докладе Эдварду Корману, судье бруклинского суда, куда был подан иск.
Иск часто называют примером желания американских судов попытаться покончить с несправедливостью не только у себя дома.
Согласно условиям урегулирования, банки согласились выплатить 1,25 млрд долларов для удовлетворения претензий всех пострадавших от того, что истцы называют сотрудничеством швейцарских организаций с нацистами. 800 млн долларов предназначалось вкладчикам банков или их наследникам. Оставшаяся сумма должна была пойти тем, кто утверждал, что они или их родственники пострадали от действий Швейцарии в то время, когда людей заставляли работать в лагерях, финансировавшихся, по утверждению истцов, швейцарскими банками. Корман заявил, что на сегодняшний день между живущими в разных странах людьми с различными претензиями распределено 485 млн долларов, из которых 131,5 млн выплачено вкладчикам. "Особенно прискорбно, - написал в своем докладе Гриберц, - признавать возможность того, что не все регистрационные документы жертв доступны и не все счета жертв будут возвращены владельцам".
Банки заявляют, что в полной мере сотрудничают в процессе выплаты компенсаций. Адвокат, представляющий интересы банков, Роджер Виттен не ответил на телефонные звонки с просьбой о комментариях.
В предыдущих решениях Корман выражал свое недовольство проволочками, вину за которые он возлагал на представителей швейцарских банков. В 1999 году он назначил Гриберца судебным исполнителем, осуществляющим надзор за процессом выплаты компенсаций. Гриберц представил свой очередной доклад в конце прошлой недели.
В докладе он зачастую избегал прямой критики в адрес швейцарских банков, но включил в него обширный материал, вызывающий вопросы по поводу их действий. Так, в 2000 году Пол Фолкер, тогдашний глава комиссии, расследующей роль швейцарских банков, заявил, что они должны обнародовать данные о 4,1 млн счетов, открытых в 1933-1945 годах. Банки предали гласности информацию лишь о 36 тыс. счетов, сообщил Гриберц.
В своем докладе Гриберц приводит выдержки из отчета, подготовленного в 2002 году группой историков по заказу правительства Швейцарии. Они пришли к выводу, что во время войны некоторые швейцарские банки почти ничего не предпринимали, когда вкладчиков заставляли переводить счета на имя нацистских властей.
Швейцарские банки оспаривают некоторые выводы комиссии, отрицая, например, то, что во многих случаях банки неверно информировали родственников жертв холокоста, обращавшихся с запросами по поводу счетов.
Швейцарские банки утверждают, что документация, касающаяся 4,1 млн счетов, фрагментарна, находится в разных местах и вряд ли поможет найти жертв холокоста. Они отмечают, что речь идет о вкладчиках, указавших швейцарские адреса, и швейцарские законы о банковской тайне запрещают разглашение информации о них. Банки подчеркивают, что откроют информацию об этих счетах при наличии "разумных и достаточных оснований" для того факта, что вкладчики являются жертвами холокоста.