Арабский мир шокирован стремительным и неожиданным для большинства здесь развитием событий в Ираке. Арабы недоумевают, почему Багдад, в отличие от крошечного Умм-Касра, сдался практически без боя.
"Куда девалась армия, республиканская гвардия, тысячи танков? - задается вопросом иорданский инженер Тахсин Тауфик. - Если бы они сдались в плен или были бы уничтожены, их бы показали по CNN или BBC. Но мы не видим ни иракских офицеров в погонах, ни тысяч, ни даже сотен уничтоженных и тем более брошенных танков".
Из этого Тахсин и многие, думающие, как он, делают вывод, что иракская армия сознательно оставила Багдад, а война еще далеко не окончена, сообщает РИА "Новости". Где эта армия, куда она отошла, после того как покинула Багдад, никто не знает, но многие арабы надеются на то, что она еще даст бой американцам.
Многие арабы не расстроены самим фактом падения режима Саддама Хусейна. В конце концов, всеобщей любовью иракский лидер не пользовался. Но вызов, который он бросил США, нашел одобрение и поддержку арабской улицы, недовольной американской поддержкой Израиля, вмешательством в дела арабских стран и присутствием на их землях американских войск.
Три недели войны в Ираке всколыхнули в регионе волну недовольства и гнева. Ненависть к США и Великобритании росла вместе с ростом числа невинных жертв войны. Сотни демонстраций прокатились по арабским странам.
"Я и, как мне кажется, многие арабы не любили Саддама Хусейна, - говорит служащий одной из гостиниц в Аммане Мустафа Хейралла. - Саддама не любили и иракцы, они его боялись. Но я никогда не приму этой войны со всем причиненным ею горем и разрушениями. Я также никогда не поверю, что президент США спит и видит, как бы ему освободить иракский народ. Если бы американцев действительно заботила свобода и будущее иракцев, то они должны были придти им на помощь пару десятков лет назад, а не помогать Саддаму создавать химическое оружие, которым он потом отравил 5 тыс. курдов в Халабдже".
А теперь, считает Мустафа, не имеет значения - жив Саддам или мертв. "Американцы, - говорит он, - уже сделали его героем. Память о нем будет жить и вдохновлять многих арабов на борьбу с несправедливостью, чинимой ими и их друзьями в Израиле".
В то же время многие арабы заявляют, что им не безразлично, как кончит Саддам Хусейн. "Если он умрет с честью - это одно, это сделает его героем. А если сдастся или сбежит из Ирака, как трус, спасая свою шкуру, - это другое, все его забудут", - говорит иорданский студент Ибрагим Арафат.
Сцены ликования жителей иракской столицы, обошедшие накануне телеэкраны всего мира, не оставили арабов равнодушными. Они прекрасно понимают иракцев и разделяют их радость в связи с возможным приближением окончания войны и падением режима Саддама Хусейна. Но все это не оправдывает в их глазах нынешнюю войну, не делает ее законной, а оккупацию Ирака желаемой.
"Иракцы, может быть, и счастливы, что режим Саддама Хусейна пал, - пишет в этой связи вышедшая в четверг иорданская газета The Jordan Times, - но это не значит, что они будут счастливы, что старый режим будет заменен новым, навязанным извне. Это не значит, что нарушение международной законности и Устава ООН так называемой "коалицией" оправдано. И тем более не значит, что страдания и смерть, причиненные войной, стали оправданной жертвой "ради благого дела".
А значит, заключает газета, вскоре мир увидит сцены противостояния иракцев американской оккупации, которые еще не показывали по телевидению.