Журнал Foreign Policy опубликовал статью, посвященную деятельности самых заметных диссидентов из разных стран, от Афганистана до Зимбабве, от Китая до Перу.
Эти люди, пишут журналисты Эндрю Свифт и Питер Уильямс, борются за свободы, которые многие считают чем-то само собой разумеющимся. "Часто диссидентам приходится расплачиваться - за ними следят, их похищают, избивают, убивают, арестовывают, пытают. Но лишь немногим везет - о них узнает весь мир: таковы, к примеру, Аун Сан Су Чжи (Бирма) или Далай-лама Тибета. Тем временем бесчисленные люди участвуют в той же битве". В статье подчеркивается, что там упомянута только малая часть диссидентов, пишет InoPressa.Ru).
Россию в материале представляют Людмила Алексеева (глава Московской Хельсинкской группы) и Гарри Каспаров (лидер ОГФ). "Миниатюрная хрупкая 82-летняя Алексеева протестует против репрессий в России более 40 лет, еще со времен, когда главой СССР был Брежнев", - пишут авторы. Сегодня она руководит уличными акциями протеста, за что 31 декабря была задержана. В одном из интервью она говорила, что с советскими репрессиями было легче бороться: "Тогда были правила, пусть даже идиотские, и если ты знал правила, то мог защититься".
Гарри Каспаров собирался баллотироваться на президентских выборах 2008 года. "Но он был вынужден снять свою кандидатуру, столкнувшись с кампанией гонений, которая, по его словам, направлялась из Кремля. Каспаров, как и многие другие российские диссиденты в эру Путина, оказался намного более популярным на Западе, чем в России", - пишут авторы.
Сирию представляет 80-летний Риад аль-Турк, чья коалиция призывает к свободным и справедливым выборам. "Аль-Турк много лет был генсеком Сирийской коммунистической партии и, хотя несколько лет назад он ушел с этого поста, продолжает вести активную партийную работу", - сообщает издание.
Азербайджанский журналист Эйнулла Фатуллаев приговорен к 10 годам тюрьмы по обвинениям в терроризме и разжигании межнациональной розни, пишет издание. По данным журнала, это произошло после того, как Фатуллаеву необоснованно приписали комментарий в неком блоге. "В декабре прошлого года Фатуллаеву, находящемуся в тюрьме, предъявили новое обвинение в хранении героина, сам он утверждает, что героин ему подложили тюремные надзиратели. По данным Committee to Protect Journalists, азербайджанские власти часто прибегают к этой тактике", - говорится в статье.
Самый знаменитый иранский диссидент - юрист и правозащитница Ширин Эбади, лауреат Нобелевской премии мира за 2003 год. Она 30 лет защищала в суде противников режима, в том числе женщин, арестованных за протесты против законов, которые ущемляют их права по гендерному признаку. Эбади активно поддерживает "зеленое движение" в Иране.
Иранский же журналист Акбар Ганджи пять лет провел в тюрьме за разоблачение причастности властей к убийствам арестованных иранских диссидентов, утверждает издание. Ныне и Эбади, и Ганджи живут за границей.
Среди узбекских диссидентов авторы выделили Юсуфа Джумаева: "Джумаев, известный узбекский поэт, был арестован по обвинениям в оскорблении и сопротивлении аресту после того, как накануне президентских выборов 2007 года призвал к отставке президента Каримова". Он приговорен к 5 годам заключения.
Казахстан в статье представляет Евгений Жовтис. "Он пламенно ратовал за свободу вероисповедания и собраний, а также демократические реформы. В сентябре он был признан виновным в убийстве по неосторожности, причем международные наблюдатели сочли судебное разбирательство фарсом - его адвокату не разрешили представлять доказательства или вызывать свидетелей, которые дали бы показания в защиту Жовтиса. Он приговорен к 4 годам заключения", - пишут авторы.
Один из известнейших китайских правозащитников - Лю Сяобо. В 2008 году в Китае его арестовали по подозрению в "призывах к подрыву государственной власти", признали виновным и приговорили к 11 годам тюрьмы. Гао Чжишэн, один из лучших юристов Китая, защищал в суде многих местных правозащитников. "В 2006 году Гао спасся после инцидента, который Amnesty International расценивает как покушение на его жизнь, организованное властями. Затем китайская полиция неоднократно задерживала и арестовывала его до февраля 2009 года, когда он исчез", - повествует издание. Недавно Гао дал о себе знать, но заявил, что отказывается от политической деятельности.
Также заслуживают внимания Ху Цзя, один из авторов критического открытого письма "Реальный Китай и Олимпиада", осужденный за это на 3,5 года тюрьмы, и Тань Цзожэнь, приговоренный к 5 годам тюрьмы за попытку независимого расследования в связи с обрушением государственных школ во время землетрясения в Сычуани в 2008 году.
Кубинка Йоани Санчес - автор блога Generación Y о повседневной жизни кубинцев под гнетом нынешнего режима, сообщает издание. "Она ускользает от цензуры, пересылая свои посты зарубежным друзьям по электронной почте", - поясняют авторы.
Отмечены также правозащитники из Перу (Франсиско Соберон) и Гватемалы (Фрэнк Ла Рю), владелец одного из немногих независимых телеканалов Венесуэлы Гильермо Сулоага, активно критикующий президента Чавеса. В данный момент Сулоаге запрещен выезд за границу, ведется следствие о его высказываниях по поводу попыток Чавеса задушить свободу прессы, сообщает газета.
Ирина Виданова из Белоруссии основала и издавала журнал для подростков 34 Multimedia Magazine, призванный поощрять творческие наклонности, инакомыслие и демократические ценности. В 2005 году власти закрыли журнал, но в 2007 году Виданова основала мультимедийный молодежный журнал CDMAG, издаваемый на компакт-дисках, сообщает журнал.
Вьетнамский юрист Ле Конг Дин защищал видных вьетнамских правозащитников и диссидентов. Однажды он заявил в суде, что статья 88 Уголовного кодекса Вьетнама, позволяющая инкриминировать диссидентам антигосударственную пропаганду, не отвечает нормам конституции и международным соглашениям о правах человека, сообщает журнал. "По иронии судьбы, именно этой статьей воспользовались власти Вьетнама в 2009 году, чтобы арестовать Дина, судить и приговорить к 5 годам тюрьмы", - пишет издание.
Издание также приводит краткие портреты диссидентов из Бирмы, Афганистана, Зимбабве и Сингапура, Уганды, Сомали, Демократической Республики Конго и многих других считающихся несвободными стран.