В прошлый четверг в Москве была сорвана преступная сделка по покупке урана. В переговорах по подготовке сделки участвовало шесть мужчин. Продавцы, члены балашихинской преступной группировки, утверждали, что у них есть 2 фунта урана-235 √ высокорадиоактивного материала, используемого для производства оружия. Они просили за него 30 000 долларов. Покупатели, видимо, были готовы заплатить. Сделка могла состояться, если бы за ее участниками не наблюдали сотрудники российских спецслужб. Они ворвались в кафе, арестовали всех шестерых, а затем проследовали в апартаменты седьмого мужчины, где была спрятана капсула с обещанным ураном.
Хотя этот арест вызвал такой широкий резонанс, вряд ли этот случай можно назвать уникальным. За 60 лет разработок ядерных бомб и атомных реакторов мир буквально завален радиоактивными отходами √ от отработанных топливных стержней до медицинских отходов и зараженного оборудования. Большинство отходов содержится в плохо охраняемых лабораториях, больницах и на заводах. Даже высокорадиоактивные оружейные материалы, которые должны находиться под надежным присмотром на военных объектах, охраняются не так, как следовало бы. Некоторые хранилища не оснащены даже видеомониторами, передает Inopressa.ru со ссылкой на газету Time.
То, что смертельно опасные материалы так плохо охраняются, после 11 сентября стало вызывать повышенное беспокойство, связанное главным образом с деятельностью Усамы бен Ладена и "Аль-Каиды". На прошлой неделе прошли сообщения о том, что на одном из совещаний в Афганистане член "Аль-Каиды" продемонстрировал резервуар с тем, что он назвал ядерными материалами, чтобы показать бен Ладену и другим присутствующим, какого значительного прогресса удалось достичь в деле приобретения подобных материалов.
Однако деятельность бен Ладена представляет собой только часть более широкой проблемы ядерного терроризма. С развалом СССР и ростом числа террористических групп появился новый рынок, специализирующийся на контрабандной торговле ядерными материалами. Все больше радиоактивных материалов расхищается, транспортируется из России и продается, попадая в руки тех, кто, как опасаются, жаждет их применить.
Большинство радиоактивных материалов, которые можно приобрести в России и соседних с ней странах - двух типов. Высококачественные оружейные материалы √ единственные, которые можно использовать для создания настоящей ядерной бомбы; их трудно приобрести и сложно изготовить из них бомбу. Однако низкокачественные радиоактивные отходы тоже представляют угрозу. На их основе может быть создана так называемая "грязная бомба", состоящая из обычной взрывчатки в сочетании с отходами и распространяющая при взрыве радиацию во всех направлениях.
На территории бывшего СССР существует, по меньшей мере, 100 объектов, на которых хранятся боеголовки и оружейные материалы, и, по имеющимся сведениям, большинство из них не охраняются должным образом. По данным некоторых источников, вдоль восточного побережья страны в бухтах и заливах ржавеют плохо охраняемые атомные подлодки, чьи торпедные аппараты и другие люки открыты для потенциальных расхитителей радиоактивных материалов.
В то время как для создания настоящей ядерной бомбы может потребоваться 100 фунтов обогащенного урана, для более скромного устройства, особенно с использованием плутония, будет достаточно всего 10 фунтов (около 4 кг). "4 кг плутония, - говорит сотрудник российского Центра ядерной экологии и энергетической политики Лидия Попова, - может уместиться в ладони".
Для террористов, не имеющих возможности приобрести оружейный уран, есть вариант создания "грязной бомбы". Союзники, несколько недель назад осматривавшие предполагаемый лагерь "Аль-Каиды" в Афганистане, обнаружили, по меньшей мере, одну схему создания такой бомбы. Для получения такого устройства террористы могут использовать любые радиоактивные отходы √ даже воду российского озера Карачай, которое буквально светится от радиоактивности.