Euronews

Бывший хорватский генерал Анте Готовина во вторник предстал перед Международным трибуналом для бывшей Югославии по обвинению в военных преступлениях. Как утверждается, в 1990-е годы в ходе войны он вместе с двумя другими высокопоставленными командирами уничтожил более 150 мирных сербов и заставил покинуть страну тысячи человек, передает агентство AFP.

Помимо 52-летнего Готовины на скамье подсудимых в Гааге оказались два других бывших генерала - Иван Чермак и Младен Маркач. Их также обвиняют в причастности к операции "Шторм", в ходе которой погибли мирные жители, а от 150 до 200 тыс. жителей хорватской Краины вынуждены были бежать в Боснию и Серию.

По словам прокурора Алана Тигера, в результате операции Краина стала "пустыней из уничтоженных зданий и деревень" - хорватские солдаты разрушали дома сербов, чтобы не допустить их возвращения. "Для оставшихся, в основном стариков и детей, жизнь превратилась в кошмар, - заявил прокурор. - Дома и деревни подвергались разграблению и массово уничтожались, многие люди были убиты". Готовина, как утверждается, руководил артиллерийским обстрелом Краины, а также санкционировал преступления против оставшихся в районе сербов.

Сам Готовина на суде держался уверенно - перед началом заседания махал рукой публике и широко улыбался. Как и двое других генералов, он отрицает причастность к каким-либо преступлениям. 58-летнего Чермака обвиняют в организации этнических чисток против сербов - по словам прокурора, он был "фактическим военным губернатором" Краины. 52-летний Маркач отвечал за действия полицейских сил, участвовавших в операции.

Готовина был арестован в декабре 2005 года в шикарном отеле на Канарских островах. В бегах он провел четыре года. Многие жители Хорватии, входящей в Евросоюз, до сих пор считают Готовину национальным героем - его арест вызвал в стране массовые акции протеста.

Защита генерала подчеркивает, что тот "положил конец войнам в Боснии и Хорватии", а также боролся с югославским лидером Слободаном Милошевичем, которого также обвиняли в организации этнических чисток. "Называть его (Готовину) военным преступником - это несправедливость не только по отношению к нему, но и к тем, которых он спас от страданий, когда международное сообщество бездействовало", - заявил суду адвокат хорватского командира.

По иронии судьбы, суд над Готовиной начался спустя два года после смерти Слободана Милошевича - бывший президент скончался в заключении, так и не дождавшись приговора Гаагского трибунала.