AFP

Западная пресса в среду активно обсуждает вчерашнее заявление иранского президента Махмуда Ахмади Нежада о том, что Ирану впервые удалось обогатить уран до оружейного уровня.

Так, влиятельная американская газета The Wall Street Journal пишет, что иранскому президенту свойственно особенное умение выбирать подходящий момент. Заявление Нежада, человека, который неоднократно призывал стереть Израиль с карты, знаменует формальное нарушение со стороны Ирана резолюции СБ ООН, но также оно свидетельствует, что, если даже пока у Ирана нет соответствующей индустриальной базы, у него есть ноу-хау создания атомной бомбы, продолжает издание.

В последние недели слишком много внимания уделялось другой опасности - сообщениям о том, что администрация Буша планирует воздушные удары по иранским атомным объектам. Однако в это сложно поверить, учитывая, что на протяжении трех лет администрация Буша, подчиняясь Европе, следовала дипломатическим путем в отношениях с Ираном. Сам Буш назвал эти сообщения "диким вымыслом".

Иран, по сути, сам способствовал эскалации ситуации, обманув инспекторов ООН, произнося подстрекательские речи и отказавшись от своих международных обязательств. Тегеран даже не принял предложения России об обогащении урана в этой стране под контролем Москвы. Остается надеяться, что у администрации Буша есть полный спектр военных планов на непредвиденные случаи в отношении Ирана, пишет The Wall Street Journal.

Такое планирование в каком-то смысле является обыденным: Пентагон постоянно разрабатывает военные игры для всех ситуаций, какие только можно себе представить, и против всех мыслимых противников. Но со стороны администрации США было бы безответственно не составлять чрезвычайных планов, учитывая ту степень угрозы, которую Иран уже представляет - это должны особенно внимательно учитывать критики иракской войны, которые утверждают, что администрация Буша проявила халатность в послевоенном планировании, подчеркивает газета.

Не менее важно и то, что открытое военное планирование тоже играет большую роль, если требуется, чтобы дипломатия в отношении Ирана принесла хоть какие-то успехи. Муллы обнаружили какие-то признаки готовности к уступкам в ядерном вопросе один-единственный раз - когда Европа и США проявили единодушие в привлечении Ирана к ответу. Это высоко ценит даже президент Франции Жак Ширак, так как он единственный западный лидер, который действительно предлагал использовать ядерное оружие против Ирана, если до этого дойдет. Фраза "хочешь мира - готовься к войне" была изобретена не Джорджем Бушем, отмечает издание.

Однако более жизненно важный вопрос, по мнению The Wall Street Journal, заключается в том, хватит ли США точных данных и средств, чтобы уничтожить иранские ядерные возможности, если придется. В прошлогоднем докладе Робба-Силбермана по провалам американской разведки в Ираке говорилось, что качество американской информации по Ирану еще ужаснее, - так что очевидный приоритет здесь - устранение неполадок.

Также приоритетом должна стать разработка так называемой противобункерной бомбы - ядерного оружия малой мощности, способного поражать цели, расположенные глубоко под землей, продолжает американская газета. Предполагается, что большая часть объектов, задействованных в иранской ядерной программе, расположена под землей, и, хотя у США есть конвенциональное противобункерное оружие, оно, вероятно, не настолько эффективно, как атомные бомбы малой мощности.

Идеологи контроля над вооружениями пытались представить противобункерные бомбы как уникально устрашающее оружие. И конгресс во главе с республиканцем от штата Огайо Дэвидом Хобсоном отменил финансирование новых исследований, похоже, исходя из того представления, что, если США разработают такое оружие, Штаты будут более склонны применить его, пишет The Wall Street Journal. Но, по сути, такое оружие будет более надежно против потенциального врага, чем гигантская атомная бомба в 200 килотонн, которая не только сотрет с лица земли любую военную мишень, но и убьет тысячи невинных граждан. Суть противобункерной бомбы низкой мощности - это причинение меньшего ущерба, а не наоборот, подчеркивает издание.

Можно заподозрить, что большая часть этой паники вокруг иранской бомбы связана в меньшей степени с реальными военными планами и в большей - с попыткой представить Буша в предвыборный год и в период американского увязания в Ираке человеком, которому война доставляет счастье. Но если у этой попытки должен был быть побочный эффект - убедить тегеранских мулл, что Штаты серьезно настроены не позволить им заполучить бомбу, - то, может быть, эта "спекуляция" принесла некоторую пользу, заключает газета. (Полный текст на сайте Inopressa).

В свою очередь британская The Guardian пишет, что триумфальное заявление Махмуда Ахмади Нежада играет на руку американским ястребам. Уже не в первый раз американские дипломаты обнаруживают, что в некотором роде благодарны президенту Ахмади Нежаду: он намного облегчает задачу убеждения других членов ООН в намерениях Ирана. В конце месяца Совет Безопасности ООН должен был заслушать доклад о ядерных намерениях Ирана и затем вынести решение о мерах против этой страны. Однако после заявления Нежада - под скандирование "Смерть Америке", "Смерть Израилю" и "Смерть контрреволюционерам" - некоторые члены ООН уже сейчас начали делать выводы, продолжает издание.

Однако выводы доклада МАГАТЭ пока не предопределены: скорость, с которой движется Иран, удивила некоторых экспертов, и вполне возможно, что иранский лидер действует напоказ по политическим причинам. Однако, как бы ни шли дела на заводе по обогащению урана в Натанзе в действительности, иранское руководство дало понять, что подчиняться оно не намерено, подчеркивает The Guardian.

Если доклад МАГАТЭ будет в основном негативным, непосредственной целью США при поддержке британских, французских и немецких дипломатов будет усиление международного давления на Иран при сохранении консенсуса среди крупных держав как можно дольше. Один американский чиновник заявил The Guardian, что делегация США подождет, пока директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи не доложит о выполнении Ираном требования СБ ООН о приостановке обогащения урана и открытия его ядерных объектов для международных инспекций. Это требование не имело обязательной силы и было, по сути, политической просьбой, отмечает газета.

Следующим шагом для США и их союзников станет попытка принять обязательную к исполнению резолюцию - возможно, на основе 7-й главы Устава ООН, в которой речь идет об угрозах для международного мира и безопасности, продолжает The Guardian. Целью резолюции станет оказание международного правового давления на Иран, а не непосредственная подготовка к военным действиям. Тем не менее, Россия и Китай не горят желанием дать свое согласие, опасаясь, что такая резолюция может быть использована для оправдания атаки на Иран.

Переговоры о том, каким быть следующему шагу, вероятно, будут долгими и напряженными, в частности потому, что будут проходить на фоне сообщений об американском военном планировании. Россия и Китай могут дать согласие воздержаться при голосовании по резолюции, однако, если этого не произойдет, США дали понять, будут действовать в одиночку, в параллель с санкциями ООН.

В начале этой недели комиссар Евросоюза по внешней политике Хавьер Солана заявил, что ЕС обдумает возможность применения собственных санкций: возможно ограничение выдачи европейских виз иранским чиновникам. Другая возможность - это приостановка поручительств по кредитам для частных компаний, работающих в Иране. После стадии санкций, однако, единство между США и Европой расколется. Солана заявил: "Для нас абсолютно неприемлема какая бы то ни было военная акция". (Полный текст на сайте Inopressa).