Директор ЦРУ Джордж Тенет предупредил, что многие небольшие государства хотят приобрести ядерное оружие. По его словам, миру угрожает новая гонка вооружений, которая может свести на нет три десятилетия усилий по нераспространению ядерного оружия, пишет сегодня The Washington Post(перевод на сайте Inopressa.ru).
"В двадцать первом веке "эффект домино" может проявиться в области распространения ядерного оружия, - сказал Тенет, имея в виду доктрину, которая в шестидесятых заставила США вторгнуться во Вьетнам, чтобы предотвратить создание коммунистических режимов в государствах Южной Азии. - Началась новая эпоха распространения оружия массового поражения".
По словам Тенета, в течение последнего года Северная Корея, Ирак, Иран и Ливия пытались купить оборудование для производства ядерных материалов и атомных бомб. Продолжают реализацию своих ядерных программ Пакистан и Индия. Есть серьезная опасность того, что ядерные материалы попадут - или уже попали - в руки таких террористических организаций, как "Аль-Каида", которые могут создать радиоактивную "грязную" бомбу.
"За последний год в области распространения оружия массового поражения произошли большие изменения", - сказал Тенет.
Заявление директора ЦРУ говорит о том, что по мнению администрации Буша необходимо принимать жесткие меры, чтобы страны мира выполняли условия договоров, запрещающих производство ядерного оружия. Это очередной аргумент в поддержку новой доктрины национальной безопасности, предусматривающей возможность нанесения упреждающих ударов, а также в поддержку плана создания системы НПРО.
Многие сотрудники Пентагона разделяют точку зрения Тенета. Договор 1968 г. о нераспространении оружия массового уничтожения был подписан США, Советским Союзом и несколькими десятками других государств. С тех пор Израиль, Пакистан и Индия стали ядерными державами, но не подписали этот договор. Тем не менее, считается, что этот документ имеет большое значение в области контроля над вооружениями, подчеркивает издание.
Тимоти МакКартни, старший аналитик Центра нераспространения оружия массового поражения, сказал, что есть серьезные сомнения в способности таких организаций, как Международное агентство по атомной энергии, предотвращать распространение ядерных технологий.
По мнению Тенета, развал системы нераспространения связан с деятельностью не ядерных держав, а "негосударственных поставщиков", т.е. частных компаний и преступников в Европе, "продающих технологии и оборудование, которыми раньше располагали только ядерные державы". Он сказал, что эти люди и компании идут "в авангарде этого нового мира" распространения ядерного оружия.
Недавно Северная Корея приняла решение построить мощности для обогащения урана и вернуть в эксплуатацию замороженные мощности для производства плутония. У Ливии появился доступ к технологиям, которые можно применять, как в военной, так и в гражданской сферах. Ирак решил производить обогащенный уран, который можно использовать и в мирном ядерном реакторе, и для производства ядерного оружия.
"Новые ядерные государства хвастают своим оружием, утверждая, что это позволяет им предотвращать угрозу со стороны более сильных стран. Этот пример производит глубокое впечатление на другие государства, которые хотят вступить в ядерный клуб", - сказал Тенет.
Особое внимание Тенет обратил на Северную Корею, которая два года назад тайно начала строительство мощностей для обогащения урана, а прошлой осенью вступила в конфронтацию с администрацией Буша. В октябре правительство этой страны под давлением США призналось в том, чем оно занимается, но отказалось прекратить реализацию программы, если Вашингтон не вступит с ним в прямые переговоры, а после этого вышла из договора по нераспространению ядерного оружия. Кроме того, Пхенъян открыто отказывается выполнять условия соглашения, заключенного в 1994 г. с администрацией Клинтона, и замораживать свои мощности для производства плутония.
Глядя на Северную Корею, "другие государства могут попытаться приобрести ядерное оружие, когда поймут, что эти занимаются их соседи и региональные конкуренты", - сказал Тенет.
В середине девяностых годов пакистанские ученые обнародовали список компаний, у которых Пхенъян мог бы попытаться купить оборудование для производства ядерного оружия. По данным американской разведки Ирак нашел возможность купить алюминиевые трубы, которые могут использоваться в центрифугах при производстве оружейного урана.
Традиционные сторонники системы нераспространения ядерного оружия резко отреагировали на доклад Тенета, отмечает издание.