"Европейская тройка" пришла к заключению о необходимости прекратить переговорный процесс с Ираном. Такое решение обнародовано на встрече в Берлине руководителей глав МИД Франции, Германии и Великобритании. В ней также участвовал Верховный представитель Европейского Союза по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана.
Министры решили отказаться от переговоров с иранскими представителями, которые должны были состояться 18 января в Вене. Как заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер по окончании сегодняшних консультаций, вопрос о ядерной программе Ирана должен быть передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН, передает ИТАР-ТАСС. Штайнмайер констатировал, что переговоры "тройки" Европейского союза с Тегераном по урегулированию конфликта дипломатическими средствами остались на "мертвой точке".
Его британский коллега Джек Стро возложил на Иран всю ответственность за эскалацию конфликта. Сегодня, указал он, нет иного пути, кроме созыва внеочередного заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с последующей передачей иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН. По его словам, ЕС и США далеко пошли навстречу Тегерану, однако их добрая воля не нашла отклика у иранского руководства.
Глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази считает, что в этой ситуации международное сообщество обязано "как никогда" сплотиться, чтобы противостоять ядерным планам Тегерана. По его словам, переговоры с Ираном "больше не имеют смысла".
Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, принимавший участие во встрече "тройки", заявил, что правительства всех государств ЕС поддерживают данную позицию.
В то же время "тройка" подтвердила свое стремление урегулировать возникшую проблему дипломатическими средствами, отмечает "Интерфакс". "В ближайшие дни мы проведем консультации с нашими международными партнерами", - говорится в совместном заявлении министров.
По словам Дуста-Блази, Париж, Лондон и Берлин собираются "выяснить у своих партнеров, в честности у России, Китая и США, в какие сроки они считают нужным провести заседание Совета управляющих МАГАТЭ".
Между тем высокопоставленный иранский представитель заявил, что Тегеран не обеспокоен перспективой передачи вопроса о его ядерной программе на рассмотрение Совета Безопасности ООН. "Нам не о чем беспокоиться", - сказал, выступая в четверг по государственному телевидению, заместитель главы Верховного национального совета безопасности Ирана Абдулреза Рахмани Фазли. "Мы не хотим этого, но если это произойдет, наш народ должен будетмобилизоваться, а наши руководители выработать соответствующую стратегиюи проводить сильную дипломатию, которые позволят защищать законностьнашей позиции", - цитирует его слова "Интерфакс".
Напомним, в четверг глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Москва уже не исключает передачи иранского ядерного досье в Совбез ООН, на чем и настаивает Вашингтон. Одновременно Россия, по его словам, "совместно с другими странами будет стараться убедить Тегеран вернуться в мораторий на реализацию ядерной программы Ирана". По словам Лаврова, именно эта "главная задача будет рассматриваться в рамках Совета управляющих МАГАТЭ, когда он соберется на свое заседание".
По сведениям газеты The Washington Post, Вашингтону удалось убедить Москву не будет блокировать усилия США по иранскому вопросу. Такое обещание дано российским министром иностранных дел Сергеем Ивановым во время телефонного разговора во вторник с госсекретарем США Кондолизой Райс. Теперь Белый дом намерен уговорить не вмешиваться Китай и Индию.
В четверг итальянская газета La Stampa пишет, что угроза нанесения США военного удара по Ирану, о которой много говорят в последнее время, сохраняется, но лишь на случай провала дипломатических инициатив.
Слухи о том, что Вашингтон готовится нанести авиаудар по Ирану, чтобы уничтожить все ее ядерные объекты, ходят давно. Накануне официальный представитель Белого дома Скотт Макклеллан обозначил позицию американской администрации по иранской проблеме. Отвечая на прямой вопрос о применении силы, Макклеллан сказал: "Президент неоднократно по различным поводам говорил, что Иран - это не Ирак. Мы вместе с международной общественностью работаем над урегулированием этой проблемы мирным и дипломатическим путем". При этом, отметил он, Вашингтон намерен и дальше двигаться в этом направлении. Однако, по его словам, "президент не отказывается ни от одного из возможных вариантов действий".
На протяжении многих месяцев американцы работают над тем, чтобы перенести иранский вопрос из МАГАТЭ в Совет Безопасности ООН, где в отношении Ирана могут быть введены экономические санкции. Накануне Макклеллан повторил, что пока этот путь остается предпочтительным: "Если иранский режим продолжит идти в этом же направлении и не будет выполнять собственных международных обязательств, не будет иного выбора, как передать иранское досье в Совет Безопасности".
Еще несколько месяцев назад США действовали осторожно, потому что знали, что Россия и Китай воспользуются правом вето, отмечает итальянская газета. Но последние инициативы Тегерана, включая отказ от компромиссного решения, предложенного президентом Путиным по обогащению урана на российских объектах, изменили ситуацию. Вашингтон также хочет, чтобы европейцы сделали первые шаги, но уже подумывает о голосах за перенос рассмотрения иранского досье в СБ ООН, рассчитывая на то, что Москва и Пекин воздержатся от голосования (полный текст на сайте Inopressa.ru).
По словам Майкла Лидина, специалиста по Ирану из Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute), единственной правильной стратегией было бы оказание помощи в проведении демократической революции в Иране. "Аятоллы хотят заполучить атомную бомбу, они говорят об этом по любому возможному поводу. Пока они будут у власти, они от нее не откажутся".
Лидин - представитель неоконсерваторов, которые способствовали началу войны с Ираком, но не требуют интервенции в Иран: "Если это произойдет, значит произойдет, но я думаю, что бомбардировка ядерных объектов не решит проблемы. Это лишь замедлит реализацию программ, и если режим устоит, то незамедлительно приступит к их реализации". Таким образом, решение должно быть политическим: "Мы должны сделать в Иране то, что сделали в СССР, Грузии, на Филиппинах. Существуют десятки примеров, но, к сожалению, как мне кажется, на данный момент у администрации нет четкой политики в отношении Тегерана".