Турция предложила стать посредником между новой американской администрацией и Ираном. Об этом пишет InoPressa.Ru, ссылаясь на газету The International Herald Tribune. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган полагает, что такие вопросы, как иранский, "должны решаться за столом переговоров", и предложил помочь.
С учетом "растущего влияния" Турции на Ближнем Востоке и членства этой страны в ряде влиятельных западных организаций, она "могла бы оказаться очень полезной", считает Тайип Эрдоган.
- Помощь может оказаться кстати: Обама хочет сделать Иран союзником в борьбе против "Аль-Каиды"
Турция заняла промежуточную позицию по вопросу о санкциях в отношении Ирана: как и западные союзники, руководство страны считает, что ядерная программа Исламской Республики преследует целью создание ядерной бомбы, но санкции якобы лишь ослабляют сторонников реформ.
По словам одного западного чиновника, который пожелал сохранить анонимность, Турция кровно заинтересована в налаживании диалога между Ираном и США, поскольку не хочет "еще одного Ирака" у своих границ и опасается прекращения поставок иранской нефти.
В целом на Западе кандидатуру Турции воспринимают скептически, пишет издание. Слишком сложны отношения этой страны с Ираном: являясь партнерами в экономической и культурной сферах, соседи соперничают за влияние в регионе и, к тому же, имеют некоторые идеологические расхождения.
Впрочем, с приходом к власти в 2002 году Тайипа Эрдогана в светской по конституции стране произошел своего рода религиозный поворот: Турция начала наращивать связи с соседними мусульманскими странами и занялась дипломатической экспансией в расположенные к югу от Сахары африканские государства.
Однако, по словам первого советника Тайипа Эрдогана по внешнеполитическим вопросам Ахмета Давутоглу, это не означает, что Турция отказывается от старых союзников в пользу новых. Вместе с тем, как сказал сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Сонер Кагаптай, "больше это не страна, которая принимает внешнеполитические решения, руководствуясь принципом "что подумают на Западе?". "Наше главное правило во внешней политике в том, что мы не хотим нажить себе врагов", – цитирует газета слова турецкого премьера.
Напоследок он посоветовал Обаме "сохранять твердость, но в драки не ввязываться", отмечает IHT.