В Иране по телевидению показали интервью приговоренной к смерти 43-летней Сакине Мохаммади Аштиани, в котором она публично признается в измене мужу и соучастии в его убийстве. Адвокат женщины утверждает, что признание у нее выбили в тюрьме пытками, и опасается, что казнь неминуема.
ВИДЕО интервью с английским подстрочным переводом привела на своем сайте британская газета The Guardian. В записи женщину фактически не видно - она с ног до головы закутана в черную чадру, а небольшая открытая часть лица на телеэкране затушевана. Кроме того, ее собственная речь на родном азербайджанском языке, хотя и различимая, перекрывается бесстрастно-бодрым голосом диктора, которая переводит сказанное на персидский.
Аштиани говорит, что в 2005 году сошлась с мужчиной, который подговорил ее убить мужа. Собственно, это был его двоюродный брат - по словам иранки, преступник-рецидивист, о чем она узнала, только когда сама попала в тюрьму. Когда он предложил убить мужа, она не поверила и сочла все шуткой, но потом поняла, что его целью действительно было убийство.
Далее в интервью она жалуется, что адвокат "унизил" ее, предав дело всеобщей гласности, в том числе за рубежом. По ее словам, далеко не все родственники в Иране знали, что она в тюрьме, теперь же она "опозорена" на весь мир. В заключение женщина говорит, что выдвинет обвинения против своего защитника.
Адвокат Хутан Киан заявил британской газете, что женщину, мать двоих детей, которая вот уже четыре года находится в тюрьме, перед "признанием" жестоко избивали и пытали в течение двух дней. Он выразил опасения, что теперь ничто не помешает иранским властям привести смертный приговор в исполнение.
Другой защитник иранки Мохаммад Мостафайе в августе вынужден был бежать из своей страны после того, как власти выдали ордер на его арест и задержали его жену. Сейчас он находится в Норвегии и просит политического убежища, сообщает AFP.
В свою очередь BBC отмечает, что ранее президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва предложил предоставить политическое убежище приговоренной женщине.
Сакине Мохаммади Аштиани была приговорена в 2006 году к "сангсар" - редко применяемому в современном Иране, однако предусмотренному исламским законодательством виду высшей меры наказания. Это особо жестокий способ казни - забрасывание камнями насмерть.
Узнав об этом, международные правозащитные организации, западные СМИ и известные деятели культуры подняли шум, требуя изменить приговор. В итоге казнь через забивание камнями была отложена и заменена - предположительно на повешение.
При этом иранские власти назвали протесты "западной пропагандой", настоящая цель которой - вызволить из иранской тюрьмы троих американских туристов, задержанных в прошлом году за незаконное пересечение границы и по подозрению в шпионаже.
На прошлой неделе Аштиани через посредника дала интервью The Guardian, в котором сообщила, что иранские власти сфальсифицировали обвинения против нее, добиваясь скорейшей расправы. По ее словам, обвинение в убийстве мужа с нее было снято. Тем не менее смертная казнь за измену ей все равно грозит, и женщина боится, что приговор приведут в исполнение тайно. При этом настоящий убийца, хотя и был отправлен в тюрьму, но смертного приговора не получил.
Еще ранее в интервью той же газете Аштиани заявила, что иранские власти третируют ее по половому признаку: "Все это потому, что я женщина. В этой стране с женщинами делают все, что хотят".