Reuters

Сеголен Руаяль представила в воскресенье в парижском пригороде Вильпент (департамент Сен-Сан-Дени) свою предвыборную программу, состоящую из сотни мер, в связи с чем французская пресса вспомнила предвыборную программу Франсуа Миттерана образца 1981 года с его 110 предложениями.

Свидетелями события стали 8 тысяч человек - активисты и лидеры Социалистической партии. Среди них Шарль Берлинг, Даниэль Месгиш, писатель Филипп Бессон, а также 600 аккредитованных иностранных и французских журналистов.

Свою речь Руаяль начала со "списка всех беспорядков", существующих на данный момент в "поднятой с самых низов" Франции, чтобы рассказать о том, как она намеревается "привести вещи в порядок".

В почти 2-часовой речи кандидат от Социалистической партии представила свою программу, чтобы придать новый импульс предвыборной кампании, поскольку пик популярности социалистов миновал. Осторожная Руаяль пообещала всего понемногу, однако старалась избегать обидных для кого-либо формулировок, пишет Le Figaro.Общее впечатление таково, что Руаяль сделала упор на привлечение левых, однако не забыла и тех, кто не является сторонником социалистического проекта (полный текст на сайте InoPressa).

Ее программа базируется на трех китах: экономическое развитие, общественная и экологическая эффективность. Такой подход действительно позволил Руаяль синтезировать различные идеи, отмечает обозреватель газеты Le Monde Изабель Мандро в статье, опубликованной в газете "Коммерсант" .

Впервые Руаяль подвергла критике одну из французских бед - долг, "ставший невыносимым". Проценты, ставшие "второй по величине статьей государственных расходов", "утроившийся" социальный дефицит, - это, по ее мнению, вина правых: "Вот Франция, которую они нам оставляют". Однако кандидат в президенты не говорила, как снизить дефицит, и старательно избегала вопроса о налогообложении, из-за которого несколько недель назад произошел конфликт с первым секретарем Социалистической партии Франсуа Олландом.

Заявив о своем "страстном желании служить обществу", Руаяль пообещала "придать новые силы этому кольбертистскому, якобинскому, чрезмерно централизованному государству". Она хотела бы "уменьшить количество министерств" и "снизить давление со стороны властей", но не уточнила, подразумевает ли этот посыл сокращение числа чиновников.

Социальная сфера

Электорату Социалистической партии было обещано установить минимальную заработную плату (SMIC) в размере 1500 евро, а сторонникам децентрализации - форсировать процесс федерализации. Так, верная своим убеждениям и вооруженная итальянским и испанским опытом, Сеголен Руаяль намеревается передать регионам многочисленные права (строительство университетов, поддержка местной экономики). По ее мнению, "лучшее распределение ответственных должностей обеспечит экономию средств".

Наконец, давались обещания преподавателям, молодежи сулилось "подъемное" пособие при начале самостоятельной жизни, а старикам - повышение минимальной пенсии на 5%. Руаяль озвучила идею создания индексов цен в соответствии с уровнем доходов, контроля банковских операций, а также создания рабочих мест для родителей по территориальному признаку подобно тому, как создаются рабочие места для молодежи.

Руаяль предложила альтернативные способы управления тюрьмами, а также police de proximite (специальная программа повышения качества полицейской работы за счет использования территориального принципа, повышающего ответственность и универсальность полицейских) - нечто подобное под названием "квартальная полиция" существовало при Жоспене.

Лидер социалистов внесла несколько собственных предложений, не входящих в программу ее партии, касающихся гибкости школьной программы, формирования судов присяжных для оценки законов и действий народных избранников и призыва на военную службу несовершеннолетних преступников. Но относительно предложения снизить долю ядерного топлива в производстве электроэнергии, так возмутившего Жан-Пьера Шевенмана, она высказалась довольно туманно. Не говорила она и о продлении срока работы преподавателей в школьных учреждениях.

Наиболее эмоционально Руаяль высказалась о положении молодежи в городских предместьях, где "ничего или почти ничего не было сделано" после акций протеста в ноябре 2005 года. "Это неотложное дело. Я твердо намерена вплотную заняться этой проблемой", - поклялась Руаяль прерывающимся голосом и со слезами на глазах. Ударив себя кулаком в грудь, она произнесла: "У меня есть воля, она здесь, внутри меня. Я хочу сделать для молодых то, что я как мать хочу сделать для своих собственных детей".

По поводу иммиграции мадам Руаяль высказывается за избирательную легализацию, основанную на определенных критериях: длительность пребывания во Франции, обучение детей в школе, наличие или перспектива оформления трудового соглашения. При этом Руаяль выступает за пересмотр положения тех, кто не подлежит депортации, но также не был зарегистрирован.

Многие из предложений поднимают вопросы, связанные с "повседневной жизнью". Некоторые из них, касающиеся, например, окружающей среды, обеспечения жильем, она уже озвучивала. Другие социальные вопросы Руаяль оставляет "про запас" (для того, чтобы обсудить их с партнерами в рамках национальной конференции по вопросам заработной платы, доходов и роста).

Внешняя политика

Впервые Руаяль заговорила о месте Франции в мире. "Франция - это наша любимая земля, но это и великая история, безусловно, неоднозначная, но со своими взлетами и падениями, происходившими на фоне неугасающего сияния Французской революции". Руаяль пообещала проводить внешнюю политику, основанную на "многополярности", и уделять больше внимания Африке, "в противном случае это место займет Китай". Она намерена вести политику с "Сирией и даже Ираном", "направленную на возобновление диалога, пока не стало слишком поздно", в то же время выступая "за большую твердость" по отношению к иранскому режиму.

Франция должна быть "в авангарде борьбы с несоблюдением человеческих прав, или прав человека, как вам угодно", - заявила Руаяль в ответ на критику, высказанную после ее поездки в Китай. В этих вопросах Франция отныне не будет уступать давлению России, с которой необходимо говорить на "языке правды", в том числе и о Чечне. Франция, "не униженная, но и не высокомерная" в своих действиях, "не потворствующая диктаторам, какова бы ни была их политическая окраска" - таков идеал родины Сеголен Руаяль.

Работа с избирателями

Отметим, что Руаяль провела кропотливую работу для того, чтобы выяснить что "французы хотят", и "чего они не хотят для Франции". С этой целью лидер социалистов провела примерно 6 тысяч встреч с избирателями на всей территории начиная с ноября 2006 года, когда она была выдвинута кандидатом на пост главы государства от партии социалистов. Недаром на протяжении всей речи Руаяль будет ссылаться на результаты этих бесед, бережно записанные и оформленные в документ под названием "Тетради надежды".

Сеголен Руаяль даже учла мнения оппонентов, и потому она предлагает повысить зарплаты и пособия, приравняв положение молодежи к среднему классу, а также пересмотреть закон о первом найме вместо учебы и опекунства.

Тот же принцип будет применен и к предприятиям, пользующимся социальными льготами. "Это видение общества, в котором мы не противопоставляем одних другим", - предлагает Руаяль свой "зрелый подход". Свою будущую деятельность на посту главы государства лидер социалистов видит прежде всего как борьбу: "моя борьба против дорогой жизни", "против всех форм насилия", дискриминации в образовании, на производстве или в пользу "экономической эффективности".

При этом Руаль делает вид, что знает истинную цену дешевого популизма, отдавая должной политической культуре французов: "Люди боятся и не готовы верить любому обещанию".

"Справедливая Франция - сильная Франция" - таков новый девиз Сеголен Руаяль, высветившийся на огромном экране в заключение ее речи в большом зале выставочного центра Villepinte. В дополнение к своей речи кандидат от социалистов раздала свой "президентский пакт": документ, содержащий "сто предложений о том, как вернуть Франции общие цели, гордость и братство".

Символично, что презентация амбициозной социалистической программы пройдет в холле выставочного центра Parc des Expositions, декорированном архитектором Патриком Бушаном, который занимался еще подготовкой встреч Франсуа Миттерана в 1988 году. "Я предлагаю вам больше, чем просто программу, это пакт чести, президентский контракт", - заявила Руаяль. Сама идея пакта принадлежит Доминику Стросс-Кану.