http://www.pangeainstitute.us/cms/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Самые любвеобильные обезьяны в мире живут в лесах Конго. Вместо того чтобы ссориться и соперничать, они просто любят друг друга "до смерти". В этом племени человекообразных, зовущихся бонобо, агрессивность и насилие заменяются сексом: ему предаются каждые 80 минут во всех мыслимых позах, включая даже французский поцелуй.

Обезьяним родом командуют самки, но самцы, любопытные и резвые, никогда не расслабляются, хотя они и не такие "мачо", как шимпанзе. Но умным и веселым бонобо грозит исчезновение: их осталось всего 20 тысяч особей. Для ученых это особенно тревожно, поскольку, как они утверждают, бонобо - самые близкие к человеку приматы на ступени эволюции.

Ведь, несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в популяциях бонобо невелик. Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет, в течение которых нежно заботится о своем отпрыске. После 7 лет детеныши переступают порог юности. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам. Продолжительность жизни бонобо неизвестна (у шимпанзе она составляет 40 лет в природе и 60 - в неволе).

Вымирание бонобо станет большим несчастьем не только для феминисток, пацифистов и геев, для которых любвеобильные, а также миролюбивые и отходчивые во всех вопросах, не касающихся секса, обезьяны, к тому же живущие в матриархате, являются просто предметом обожания. Бонобо, независимо от того, является ли секс панацеей (средством от всех болезней), действительно могут научить нас многим вещам, в первую очередь терпимости и сотрудничеству - ценностям, крайне полезным для выживания.

Голландский зоолог и этолог Франс де Вааль, преподающий в Соединенных Штатах (штат Атланта) – один из почитателей обезьян бонобо. В настоящее время в Италии проходит презентация его новой книги о "социальных" обезьянах под названием "Обезьяна, которую мы знаем: Прошлое и будущее человеческой природы", сообщает La Stampa .

"Настало время прекратить описывать природу как историю окровавленных клыков и когтей, как борьбу за выживание, - говорит де Вааль, который провел значительную часть жизни в джунглях и зоопарках. - Столь шумно разрекламированному закону джунглей, преувеличенному значению соперничества и эгоизма я хочу противопоставить важность сотрудничества, сопереживания, присущих бонобо, которые помогают им жить лучше" (полный текст на сайте Inopressa ).

Обезьяны постоянно смотрят друг другу в глаза, и так же внимательно они смотрят на человека, если он отвечает им взаимностью. Бонобо прекрасно умеют копировать поведение окружающих, в том числе и человека, простыми и обаятельными поступками. Так, подруга этолога самка Лолита по его знаку приближалась к нему с нежно поднятым на руках своим новорожденным детенышем, показывая его исследователю.

"Некоторые шимпанзе, - объясняет де Вааль, - которые в процессе поглощения пищи непреднамеренно наносили удары другим обезьянам, по несколько дней отказывались от еды, чтобы не причинять другим боли". Бонобо способны оказывать помощь больным сородичам, пусть даже те не являются их близкими родственниками и помощь не принесет им самим никакой выгоды. Они помогают даже раненым птицам: одна самка взяла в руки такую птицу и подняла ее на дерево, дав ей возможность перелететь через ограду.

Иными словами, даже если люди "биполярны", т.е. хрупки и умны, как бонобо, и одновременно агрессивны, как мощные шимпанзе, они должны осознать, что им, как и их "генетическим родственникам" бонобо, присущи чувственность и предрасположенность к мирному нраву. "Неправда, что внутри мы жестоки и аморальны, что человеческая доброта - это выдумка, - говорит де Вааль. - Мы не одиночки, которые были вынуждены объединиться, как полагал Гоббс с его афоризмом "Homo homini lupus est" ("Человек человеку волк")". Даже если свободная любовь бонобо - это утопия, которую некоторые попытались безуспешно реализовать в 60-е годы в коммунах, то "мы можем научиться тому, чтобы сопереживание укоренилось в нас. Религия и этика (не делать другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой) предписывают то, на что мы уже запрограммированы". "Как может быть иначе?" - риторично убеждает де Вааль.

С голландским ученым трудно не согласиться. Действительно, карликовые шимпанзе бонобо стоят ближе всех приматов к человеку и в последнее время их все чаще сравнивают с ранними гоминидами (предками человека и обезьяны). Так, общность генов между человеком и бонобо составляет 98%. Но шимпанзе не просто "отделились", а прошли собственный путь эволюции - не менее извилистый, чем путь предков людей. И многие "обезьяньи черты" - результат специализации, которой еще не обладали древние антропоиды. Что касается бонобо, то они, вероятно, продвинулись на пути "превращения в обезьяну" слабее, чем шимпанзе.

Особенности поведения и племенной организации обезьян бонобо

История изучения бонобо началась совсем недавно, поскольку никому даже в голову не могло прийти, что эти обезьяны – отдельный карликовый вид, а не детеныши обычных шимпанзе. Этот стереотип был разрушен немецким анатомом Эрнстом Шварцем лишь в 1929 году.

У бонобо меньше клыки и челюсти, они более общительны (и невероятно сексуальны) и не так агрессивны. И даже внешне они производят впечатление наибольшей человекообразности, особенно детеныши, сообщает Follow.ru .

Относительно более длинные ноги и узкие, покатые плечи делают их более грациозными. У них красные губы на черной мордочке и небольшие ушки, высокий лоб, прическа из длинных черных волос, которые разделены на пробор посередине. И голосовые сигналы шимпанзе и бонобо различаются: у первых это низкотоновые протяжные кашляющие звуки, у вторых - резкие, высокие, лающие. А размерами "карликовый шимпанзе", как оказалось, особо и не уступает шимпанзе обыкновенному: средняя масса тела самцов обоих видов - около 40 кг, а самок - 30 кг. Тем не менее было ясно, что речь идет о совершенно новом виде, получившем название Pan paniscus (латинское название шимпанзе - Pan troglodytes).

Основным компонентом диеты обезьян бонобо являются фрукты. Иногда в рацион включаются травянистые растения, беспозвоночные и мясо других животных, но никогда - обезьяны, охотиться на которых не брезгуют шимпанзе. Эволюционное расхождение предков человека и представителей рода Pan произошло, как полагают, около 8 миллионов лет назад. Дивергенция линий шимпанзе и бонобо началась гораздо позже (вероятно, когда первые предки человека начали приспосабливаться к жизни на более открытых пространствах и проводить определенную часть времени на земле). Обитатели же густых лесов - бонобо никогда не покидали ветвей деревьев. Считается, что по пропорциям тела они близки австралопитекам, и сходство это усиливается при передвижении на задних конечностях.

Характерные поведенческие особенности шимпанзе - совместная охота, наличие силовой политики и примитивных войн, научаемость языку жестов - отсутствуют у обезьян бонобо. Кроме того, шимпанзе для добычи пропитания используют различные подручные средства и примитивные орудия: камни для раскалывания орехов, палочки для ловли термитов и муравьев. Диким бонобо это не свойственно. Это, впрочем, еще не говорит об их "глупости" - в неволе карликовые шимпанзе мастерски пользуются различными предметами. И, наконец, еще одно важное отличие в особенностях социальной организации. В сообществах шимпанзе, как и, например, бабуинов, четко выражено доминирование самцов над самками. Особи мужского пола царствуют безраздельно и зачастую жестоко.

В группах бонобо первыми всегда едят самки. Если самец протестует, они объединяются для его изгнания. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступали друг с другом в генитальный контакт. Бонобо вообще очень "сексуальны": между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов - правда, обычно очень кратковременных и более напоминющих игровые демонстрации. При наблюдениях в зоопарках было замечено, что у кормушек в вольерах никогда не происходило потасовок. Вместо этого обезьяны перед едой спариваются.

Половое поведение у бонобо всегда проявляется в тех случаях, когда может иметь место агрессия - есть основания считать, что у этого вида оно является своеобразным способом избегания конфликтов. Не только вопрос кому первому пробовать лакомство, но и право на игру с заинтересовавшим одновременно двух или более особей предметом определяется в ходе полового контакта.

Если недоразумение происходит между двумя самцами или двумя самками бонобо, они трутся гениталиями или ласкают друг друга руками и ртом. Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты. При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками. Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу, так же как самцы шимпанзе. При этом самцы бонобо избавлены от необходимости отстаивать свое положение в обществе. Это – забота самок, то есть их матерей, и опять-таки путем полового контакта.

Кстати, не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно "чувствительной натурой". Во время второй мировой войны в зоопарке города Хеллабрун, в Германии, во время бомбежки все представители этого вида погибли, испугавшись звуков взрывов. А вот на шимпанзе грохот не произвел никакого впечатления.

Всем обезьянам свойственна любовь к играм, но бонобо в этом, пожалуй, особенно изобретательны. Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой. Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей - до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.

В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца. Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше - им тоже может достаться. Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом "сорвать зло", обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

Может быть, и в истории человечества был когда-то благословенный период, когда наши предки в состоянии раздражения ограничивались подобными демонстрациями и предавались любовным утехам, не зная ни войн, ни ссор?