Борис Березовский, пытаясь доказать в Коммерческом суде Лондона, что Роман Абрамович купил у него акции компании "Сибнефть", заявил что платеж за них в размере 1,3 млрд был переведен в 2001 году на его счет со счета Абрамовича не напрямую, а через компанию Devonia, принадлежавшую тогдашнему президенту ОАЭ. Абрамович не стал отрицать сам факт платежа, однако заверил суд, что Березовский никогда не владел акциями "Сибнефти", а деньги были просто "подарком" олигарху, ну или платой за политическое покровительство - западные СМИ передают дословно: krysha. Обзор иностранной прессы, освещающей процесс, подготовил сайт InoPressa.ru.
Напомним, по версии Березовского, Абрамович вынудил его расстаться с долей в нефтяной компании "Сибнефть", заплатив за нее гораздо ниже ее рыночной стоимости. Абрамович якобы пригрозил, что в ином случае активы будут конфискованы при помощи тогдашнего президента России Владимира Путина.
Березовский заявил в среду в ходе заседания, что на вышеописанной схеме передачи денег и акций он настоял, дабы предотвратить вмешательство российских властей, а также отказ Абрамовича от сделки, пишет The Times.
Как отмечает The Independent в статье "Бориса Березовского обвиняют в отмывании денег", в этом экстраординарном деле, помимо двух экс-президентов РФ и многих миллиардеров, всплыл еще один выдающийся персонаж - фантастически-богатый юрист Стивен Кертис. Он погиб в 2004 году в катастрофе вертолета при загадочных обстоятельствах, когда летел в собственный замок, купленный на доходы от работы с несколькими российскими олигархами.
По словам Джонатана Сампшна, назвавшего в суде схему с компанией арабского шейха "аферой", Стивен Кертис был поверенным и Березовского, и Заеда бин Султана аль-Нахайяна. Он "выдумал продажу акций "Сибнефти", дабы успокоить Clydesdale Bank, что поступления на счет Березовского - это платежи по законной сделке, а не доходы от политической коррупции.
Сам Абрамович настаивает на том, что ничего не знал об участии шейха в качестве посредника и не покупал у него никаких акций, пишет The Financial Times.
На перекрестном допросе Березовский уверял, что мало вникал в структуру сделки, а деталями занимались его деловой партнер Бадри Патаркацишвили, его поверенный Стивен Кертис и его финансовый директор Руслан Фомичев. Патаркацишвили и Кертиса уже нет в живых, а Фомичев не дает показания на этом процессе, так как Березовский ранее подавал на него в суд, замечает газета.
В суде было заявлено, что Кертис получил за организацию тройственной сделки 18,3 млн долларов в дополнение к своим гонорарам как юриста.
"Кертис оказал вам услугу, которая принесла большие деньги: он отмывал деньги, не правда ли, с вашего согласия?" - спросил Сампшн у Березовского. "В тот раз я не понял, но теперь я определенно чуть лучше понимаю, что юристы получают кучу денег", - парировал олигарх. Этот ответ заставил улыбнуться даже Сампшна, для которого это последнее дело перед тем, как он станет судьей Верховного суда, отмечает FT.
Сделку с Devonia Березовский назвал "головной болью" и раздраженно произнес: "Если он (Абрамович) просто сделал мне еще один подарок, если (1,3 млрд долларов) просто жест его доброй воли, если это политическая krysha, зачем нам было все это проделывать?" - цитирует его слова The Independent.
По слухам, которые приводит газета, на встрече, организованной Кертисом, менеджер Clydesdale Bank по юридической экспертизе попросил у шейха паспорт и какой-нибудь счет в качестве удостоверения личности. Заед бин Султан аль-Нахайян вручил ему несколько бумажных дирхемов со словами: "На них мое лицо", и все расхохотались.
Березовский обвиняет Абрамовича в нарушении обязательств и договора и требует в качестве возмещения ущерба 5 млрд долларов за сделку с "Сибнефтью" и более полумиллиона долларов за сделку с "Русалом".
Кроме того, в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% металлургической компании "Русал" и владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили.
При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили. В своем иске Березовский утверждает, что Абрамович нарушил условия трастового договора и в 2003 году продал половину 50-процентного пакета Олегу Дерипаске (нынешнему владельцу "Русала"). Абрамович отвергает и эти утверждения, а его адвокаты называют претензии Березовского недоказуемыми.
"Доказуемость этого дела полностью основана на устных разговорах, которые никак не документированы и в то время не имели никаких письменных подтверждений, если какие-то подтверждения вообще были, - сказал во время предварительных слушаний в 2008 году адвокат Абрамовича Эндрю Попплуэлл. – Это разговоры, которые не доказаны и которые имели место долгое время назад. Ответчик считает эти утверждения безосновательными и расценивает их как полный блеф".
В 2005 году Березовский говорил газете "Коммерсант", что ему и Патаркацишвили принадлежали около 50% акций "Сибнефти" и они продали их Абрамовичу за 1,3 млрд долларов с рассрочкой на три года.
Кроме того, по словам Березовского, он и Патаркацишвили уступили принадлежавшие им 25% акций "Русала" за 500 млн долларов. "При том, что Абрамович продал аналогичный пакет за 1,8 млрд долларов", - заявил тогда опальный олигарх. Напомним, Патаркацишвили скоропостижно умер в Лондоне от сердечного приступа в феврале 2008 года.
Как ожидается, нынешний суд продлится более двух месяцев.