Департамент иракской разведки на прошлой неделе, как и множество других административных зданий в Багдаде, после массированных американских бомбардировок, подвергся нападению мародеров.
Из разрушенного и раграбленного здания были извлечены секретные документы, свидетельствующие о том, что в канун войны Россия шпионила за Блэром в пользу Саддама.
Материалы, полученные еженедельником Sunday Telegraph, потенциально весьма неудобны для российского президента Путина, пишет сегодня La Stampa (перевод на сайте Inopressa.ru).
Издание подчеркивает, что из документов можно сделать вывод, что Москва давала Багдаду информацию о возможных "целях" на Западе, о поставках оружия в соседние с Ираком страны, детали личных бесед лидеров западных стран.
В докладе иракского офицера от 27 ноября 2000 года сообщается, что его российские коллеги передали ему подробный список людей, способных выполнять приказы по устранению нежелательных лиц за границей.
12 марта 2002 года Россия предупредила коллег из Ирака, что отказ Багдада выполнять резолюции Совбеза ООН даст США повод для уничтожения, как цитирует газета документ, "любого ядерного оружия".
Кроме того, в одном из писем содержится информация о том, что русский агент передал Ираку подробности частной беседы между британским премьером и Берлускони, которая состоялась чуть более года назад.
Другим интересным элементом является то, что российские и иракские спецслужбы договорились о сотрудничестве в сфере обмена информацией по Усаме бен Ладену.
Документы, составленные на арабском языке, передавались, чаще всего, анонимными агентами. Иногда информация направлялись из иракского посольства в Москве.
К примеру, как пишет La Stampa, Блэр упоминается в секретном отчете, датированном 5 марта 2002 года. Беседа, пишет еженедельник, состоялась "во время встречи в Риме с итальянским премьер-министром в ходе ежегодного саммита в Риме 15 февраля прошлого года".
Пока неясно, поступали ли эти сведения непосредственно из Рима или Лондона. В упомянутом письме говорится, что Блэр рассуждал о планах Соединенных Штатов в отношении Багдада.
Блэр в этот момент отказывался внести свой вклад в войну, поскольку британские войска в то время еще были задействованы в Афганистане, и что ничего нельзя было предпринимать до того, как в Кабуле не придет к власти новое правительство.
La Stampa пишет: мгновенной и резкой реакцией со стороны Москвы было опровержение этой информации.
В Службе внешней разведки РФ оставили без комментариев утверждения о якобы имевшей место передаче российскими спецслужбами правительству Саддама Хусейна секретных сведений, добавив: "Мы не комментируем голословные и бездоказательные утверждения, опубликованные в бульварных изданиях".
Другие источники сообщили "Интерфаксу", что "с начала 90-х годов прошлого века у СВР РФ был налажен канал партнерских связей практически со всеми спецслужбами мира, по которому шел информационный обмен в таких областях взаимного интереса как борьба с несанкционированным распространением оружия массового уничтожения, борьба с наркотрафиком, международным терроризмом и организованной преступностью".
Однако, подчеркивает La Stampa, несмотря на то что британская разведка Mi-6 предупреждала его об активизации разведывательной деятельности России на Западе, Блэр поехал к Путину на дачу и даже устроил встречу и чаепитие с королевой Елизаветой.
Газета задается вопросом, могут ли эти новые разоблачения спровоцировать дипломатический кризис между Лондоном и Москвой? Ни в коем случае, считает легендарный шпион Олег Гордиевский, полковник КГБ, двойной агент, работавший на британские секретные службы в конце 80-х годов.
В настоящее время он живет в Великобритании, после того как ему удалось покинуть страну и избежать смертного приговора. Гордиевский, нанесший больший ущерб Советскому Союзу, заявил корреспонденту Stampa, что публикации в Sunday Telegraph его ничуть не удивили: "Вполне возможно. Шпионить за главами других государств было свойственно всем российским правителям. Между российскими и иракскими спецслужбами традиционно были прочные связи. Я предполагаю, что британские спецслужбы учитывали вероятность того, что Москва может передавать информацию Багдаду. По моему мнению, эти разоблачительные документы не нанесут ущерба отношениям Блэра и Путина".
Неизвестно, какими методами воспользовался русский "источник", выбравшийся из руин Багдада, но Гордиевский предполагает, что это могло быть делом рук ФАПСИ - российской спецслужбы, "занимающейся перехватами".
Итальянское издание задается вопросом: что можно сказать о том, что Москва и Багдада намеревались обмениваться информацией по бен Ладену, чье имя появляется в некоторых российских отчетах в связи с оказанием им поддержки чеченским повстанцам? Гордиевский убежден, что Саддам не оказывал ему помощи: "Они были слишком далеки друг от друга в идеологическом плане".
По мнению La Stampa, совершенно очевидно лишь то, что Блэр отказался приравнивать Путина к Шираку, когда Москва объединилась с Францией, пригрозив воспользоваться правом вето при голосовании новой резолюции ООН, и продолжал считать его союзником на международной арене.