До сих пор правительства основных европейских государств избегают критиковать Грузию, отмечает Флориан Хассель, автор статьи "Увядшие розы" в немецкой газете Frankfurter Rundschau (полный текст на сайте Inopressa.ru). Причина, по мнению немецкого журналиста, в том, что эта маленькая и бедная страна считается стратегически важной - из-за нефте- и газопроводов из Центральной Азии, проходящих по ее территории.
Вашингтон, который ежегодно оказывает Грузии поддержку в виде военной помощи и нескольких сотен миллионов долларов, в мае 2005 года оказал новому "партнеру" честь визитом американского президента. Тогда Джордж Буш назвал Грузию под руководством Саакашвили "маяком свободы для региона и всего мира".
На самом деле маяк стал посылать сигналы, внушающие опасения, уже вскоре после "революции роз". Едва придя к власти, Саакашвили изменил конституцию и присвоил себе право назначать - по российскому образцу - премьера и ключевых министров, а также распускать парламент. Принятые позже законы давали президенту право назначать всех членов избирательной комиссии и играть ведущую роль в назначении судей. До сего дня Саакашвили противится проведению свободных выборов мэров и губернаторов.
Прежде относительно свободное телевидение тоже укрощено. Когда-то оппозиционный канал "Рустави-2" перешел в руки приближенных Саакашвили и превратился в рупор правительства, телеканалы "Иберия" и "9-й канал" были закрыты под предлогом налоговых нарушений. Теперь под давлением оказался телеканал "202", один из последних независимых телевещателей.
Об этих событиях большая часть средств массовой информации предпочитает не упоминать, а для многих грузин все это перекрывается настоящими или мнимыми успехами.
Так, Саакашвили уволил 16 тысяч коррумпированных автоинспекторов. "Мы сократили количество налогов с 23 до 8, отменили лишние инструкции и лицензии, от транспортных до строительных, начали приватизацию и увеличили доходы государства", - говорит министр Каха Бендукидзе. За период после "революции роз" государственный бюджет вырос почти в четыре раза - с 500 млн до 1,8 млрд долларов.
Для этого правительство использовало сомнительные методы. Десятки бизнесменов, прежде всего те, кто сделал себе имя во времена Шеварднадзе, по сомнительным обвинениям или вообще без оных были отправлены в тюрьму; за свою свободу им пришлось выложить сотни тысяч, а порой и миллионы долларов. Например, Гия Джохтаберидзе, зять свергнутого Шеварднадзе, заплатил за освобождение 15 млн долларов.
"Часто в конце квартала на бизнесменов начинают давить или их даже арестовывают, - говорит Ханс фон Заксен-Альтенбург, немецкий адвокат, работающий в Тбилиси. - Только за период с октября по декабрь 2005 года можно насчитать десятки таких случаев. Кто заплатил один или два миллиона долларов, вскоре оказался на свободе". В результате, как утверждает адвокат, "инвесторы из Германии, Англии, Франции, и Италии снова уходят".
Словно в подтверждение этому у него звонит телефон: одна немецкая фирма хочет узнать, как ей лучше всего вывезти из страны свой машинный парк стоимостью в миллион евро и таким образом убраться из Грузии.
А пока президент Саакашвили продолжает сам себя чествовать. Недавно, принимая в Тбилиси премьер-министра Швеции Йорана Перссона, он не преминул радостно заметить, что "занял свой пост два года назад". Однако со времени выборов, на которых он получил 96% голосов, популярность Саакашвили, согласно опросу, проведенному одной из грузинских газет, снизилась вдвое.