Архив NEWSru.com

Резиденция организации Freedom House - это незаметная вилла в районе Dupont circle в Вашингтоне менее чем в 2 километрах от Белого дома. За двором и местом для парковки ведется видеонаблюдение, внутрь пропускают только тех, кто заранее договорился о встрече. Организация - один из пяти крупных американских фондов, которые оказывают поддержку революционерам, - любит, чтобы все было как положено. Об этом пишет Spiegel (перевод на сайте Inopressa.ru).

Фонд Freedom House был основан в 1941 году с целью создать в мире противовес идеологии нацизма; супруга президента США Элеонора Рузвельт была крестной матерью организации. Во время холодной войны у фонда появился еще один враг – коммунисты в Восточной Европе, организация при этом получала финансовую поддержку в миллионном размере от американских правительственных фондов.

Между тем критики все сильнее утверждались в подозрении, что за идеологами свободы могло стоять ЦРУ: Джеймс Вулси, бывший директор спецслужб, известный в штабе министра обороны Дональда Рамсфельда как сторонник крайних мер, стал в 2003 году главой Freedom House. Сейчас он снова покинул свой пост. Возможно, потому, что человек с такой биографией приносил слишком много вреда. На вилле в Dupont Circle большое значение придают тому, чтобы держать дистанцию со спецслужбами, а также и с Белым домом, который слишком сильно размахивает дубиной в международной политике и делает ставку только на военные акции.

"Второй путь" – это стратегия, имеющая целью вызвать смену власти изнутри и при этом обеспечить появляющемуся в тех или иных странах гражданскому обществу тыловую поддержку.

"Мы не выполняем никаких заданий спецслужб, и мы никого не принуждаем к демократии. Мы только объясняем миру, как функционирует демократия, показываем людям там, где ее нет, как можно содействовать ее созданию", – говорит Паула Шрифер, директор программы.

Ее коллега Дженифер Виндзор уверенно заявляет: "У широких кампаний на гражданской основе больше шансов добиться демократических результатов, чем у военных интервенций. К тому же они стоят намного меньше".

В настоящий момент список возглавляют Узбекистан, другие страны Центральной Азии и, конечно, Ближний Восток. Китай, крепкий орешек, был бы джек-потом. На него, по подсчетам фонда, приходится 60% всех живущих в несвободе людей. Паула Шрифер хотела бы открыть офис на Кубе, "чтобы развеять романтический имидж этой страны". "Однако этого нельзя делать, это слишком опасно. Спецслужбы контролируют каждый шаг", – говорит она. В Ираке с этим тоже проблема, понадобилось бы задействовать слишком много сил для обеспечения безопасности.

В бывшем бальном зале виллы, где телефоны на письменных столах звонят одновременно, царит почти такая же лихорадка, как среди биржевых маклеров. Вместо текущих курсов акций на стене висит карта мира с воткнутыми в нее булавками с разноцветными головками. Ими отмечены посты организации за границей. Новые достижения демократии организация фиксирует на обновляемой каждый год "карте свободы".

Зеленым обозначены образцовые представители – США, само собой разумеется, и Западная Европа. Фиолетовые – это "плохие мальчики" со значительными нарушениями прав человека и без свободно выбранных правительств: сюда относится Саудовская Аравия наряду с Пакистаном, Китаем и рядом государств Центральной Азии и Африки. Желтым обозначены страны с неустойчивой демократией. Если верить цифрам, дело демократии в мире движется вперед: в 1974 году было всего 41 свободное государство, сейчас их 89.

Самых плохих государств десять лет назад было 21, по данным на настоящий момент их осталось 8. Однако в мире Freedom House бывают и откаты назад: Россию из желтой снова сделали фиолетовой, отмечает издание.