Reuters

США и Россия подводят итоги трехдневным переговорам по Сирии, которые в Женеве провели госсекретарь Джон Керри и глава МИД РФ Сергей Лавров. Обама, выступив перед нацией, сообщил, что наметился прогресс и необходимо продолжить дипломатические консультации. Лавров оценил переговоры на "отлично". Договорились уничтожить химоружие "максимально быстро", документы составлены "профессионально", а ненужная риторика осталась в стороне, с удовлетворением заявил глава МИД РФ. Конкретный срок назвал Джон Керри: "Наша цель - закончить работу к середине 2014 года". Оборудование для производства химоружия должно быть уничтожено к ноябрю.

- Великобритания и Германия приветствовали договоренности...
- ... а сирийская оппозиция считает их вредными

Лавров сделал упор на то, что все факты нарушения режима неприменения химоружия в Сирии будет рассматривать Совбез ООН. Там на основе плана России и США будет принята резолюция. А Керри сообщил, что невыполнение этой резолюции сделает возможным применение силы. Лавров сказал, что Россия, обладающая правом вето в Совбезе, готова поддержать такую резолюцию.

Впрочем, он оговорился, что достигнутым решениям необходимо юридическое оформление. Зато, по его словам, у плана уже есть финансирование: "найдутся страны", готовые оплатить выполнение плана по химоружию.

Как передает ИТАР-ТАСС, в итоговом коммюнике по итогам встречи дополнительно разъясняется, что химоружие будет вывезено из Сирии и уничтожено за пределами страны - в этом позиции США и России сошлись. При этом Лавров выразил надежду, что Дамаск начнет выполнять своиобязательства в сфере химического разоружения в течение 30 дней, то естьраньше, чем взятые им на себя обязательства в этой области формальновступят в силу. По каждой из договоренностей, пообещал министр, будет принят "юридически обязывающий документ".

Кроме того, Лавров сообщил, что конференция "Женева-2", направленная на мирное разрешение сирийского кризиса, может быть созвана в октябре. Керри присоединился к Лаврову, подчеркнув, что решение конфликта должно быть политическим. При этом он подчеркнул, что сторонам не удалось договориться, какие меры надо будет принять в случае, если Сирия откажется сотрудничать с международным сообществом.

Обама: Россия ставит на кон свою репутацию

Президент США Барак Обама начал комментировать итоги переговоров чуть раньше, чем министры вышли к журналистам на итоговую пресс-конференцию. Правда, говорил он не об уничтожении химоружия, а о контроле над ним. "Если в результате нынешних дискуссий удастся составить серьезный план, то я буду готов работать над его выполнением", - заявил он в традиционном субботнем обращении к американцам.

Обама напомнил, что предложение по химоружию выдвинула Россия, и президент Сирии Башар Асад выразил согласие отказаться от запасов отравляющих веществ. Впрочем, верят в его искренность далеко не все, а генсек ООН Пан Ги Мун обвиняет в преступлениях против человечности.

Как передает ИТАР-ТАСС, Обама также напомнил, что ранее обратился к Конгрессу США с просьбой отложить голосование по резолюции, санкционирующейвоенную операцию в Сирии, "на время, пока мы будем идтидипломатическим путем". "И это именно то, что мы делаем", -добавил хозяин Белого дома.

При этом он подчеркнул, что дипломатические консультации недолжны быть направлены на затягивание этого процесса. "Любоесоглашение должно обеспечивать выполнение режимом Асада иРоссией своих обязательств. Это означает работу над тем, чтобысирийское химическое оружие было передано под международныйконтроль и в конечном итоге уничтожено", - заявил Обама. По егомнению, "поддержав эту цель, Россия поставила на кон своюсобственную репутацию".

Он также считает, что "одних лишь слов со стороны России иАсада недостаточно". "Нам нужно увидеть конкретные действия,которые продемонстрируют, что Асад всерьез готов отказаться отсвоего химического оружия", - отметил американский лидер.

Закончил он свое обращение к соотечественникам намиролюбивой ноте. "У нас есть обязанность сохранить мир длянаших детей таким, чтобы в нем не было страха из-за химическогооружия. И если есть шанс добиться этой цели, не прибегая киспользованию силы, то я считаю, что мы должны следовать поэтому пути", - сказал президент США.