Reuters

Доходы запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" (ДАИШ) от сбора налогов и рэкета на оккупированных территориях в Ираке и Сирии сопоставимы с прибылью, получаемой от торговли нефтью, пишет газета Financial Times.

Расследование, проведенное FT, указывает на то, что ИГ зарабатывает на налогообложении, рэкете и конфискациях как минимум столько же, сколько и на нефти. Ранее сообщалось, что доходы экстремистов от торговли нефтью достигли в прошлом году 450 млн долларов.

В статье описывается схема, при которой все предметы, присвоенные в результате набегов на банки, военные базы и дома бывших чиновников, позже распродаются на рынке. Боевики, принимавшие участие в рэкете, получают пятую часть от выручки, а другие члены ИГ имеют право покупать все за полцены.

Прибыль от контроля за торговыми потоками еще выше, утверждает FT. По информации издания, ежедневно до 600 грузовиков с продуктами, стройматериалами и другими товарами выстраиваются к очередь с турецкой стороны границы с Сирией. При этом водители избегают территорий, подконтрольных силам президента САР Башара Асада, предпочитая вести дела с ИГ. Внушительный поток транспорта прибывает на территорию ИГ и со стороны подконтрольных Багдаду территорий Ирака. На таможенных поборах террористы зарабатывают, по данным FT, около 140 млн долларов в год.

Ко всем подконтрольным территориям бойцы ИГ применяют систему закята - обязательного налога в пользу бедных, сообщает ТАСС. Экстремисты удерживают 2,5% с суммы капитала обеспеченных граждан или бизнесменов, от 5 до 10% урожая. Налогами в размере от 10 до 50% облагаются и зарплаты иракских служащих, которым правительство продолжает перечислять деньги, даже несмотря на то, что территория находится под пятой ИГ. По данным правительства Ирака, до 400 тыс. правительственных служащих проживают в районах, контролируемых ИГ.

Таким образом, отмечает издание, воздушные удары по нефтяной инфраструктуре террористов не разрушат экономику ИГ. Несмотря на то что сирийская нефть на первый взгляд кажется ресурсом группировки, который может приносить самый большой доход, даже если производство сырья будет сведено на нет, это не разрушит экономику ИГ, существующую на доходы, в том числе от налогов.

На прошлой неделе Минфин США отчитался по данным разведки о торговле ИГ нефтью. Замминистра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Адам Зубин сообщил, что ИГ ежемесячно получает от контрабанды нефти 40 млн долларов, причем основное количество закупает правительство Башара Асада. Часть нефти уходит и в Турцию, говорилось в докладе.