Reuters

Таджикистан и Россия обсуждают вопрос о присутствии 201-й российской военной базы, дислоцирующейся в республике. Душанбе хочет получать внушительную сумму в качестве арендной платы. По данным информированных источников, обсуждение идет тяжело, стороны пока не пришли к согласию.

Как пишет "Независимая газета", соглашение о статусе российской военной базы, возможно, будет подписано уже в октябре, когда в Москву с рабочим визитом прибудет президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

По данным источников, в сохранении базы заинтересованы и Таджикистан, и Россия. Впервые о том, что Душанбе выставит крупный счет Москве, заговорили в конце июля, когда в Душанбе ожидали с визитом президента Медведева, но тогда не назывались суммы. Как пишет издание, по данным источников в аппарате правительства Таджикистана, Душанбе потребует от РФ 300 миллионов долларов в год за аренду.

По всей видимости, вопрос об арендной плате обсуждался уже во время визита Медведева в Душанбе. В конце прошлой недели вопрос о военном присутствии в Душанбе обсуждали российский министр обороны Анатолий Сердюков и министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллаев, с таджикской стороны также в переговорах принимал участие министр иностранных дел Хамрохон Зарифи.

Результаты переговоров неизвестны, и это еще раз свидетельствует о том, что стороны пока не могут прийти к единому мнению.

Соглашения "О составе и организационно-штатной структуре 201-й военной базы России на территории Таджикистана" и "Об объектах недвижимости, количестве и границах земельных участков, отведенных под 201-й РВБ, и местах их расположения на территории Таджикистана" были подписаны двумя странами в октябре 2004 года.

Тогда же Душанбе в счет госдолга в 300 млн долларов передал Москве оптико-электронный узел системы контроля космического пространства "Окно". Россия пообещала инвестировать 2 млрд долларов в гидроэнергетику Таджикистана, но так и не сделала этого.

По данным таджикских источников, теперь, кроме арендной платы, Душанбе потребует ограничения и взятия под контроль находящейся в республике военной техники и оружия.

Также Таджикистан заинтересован в обещании РФ оказания помощь в случае внутренней напряженности. Во время гражданской войны 1992–1996 годов в Таджикистане именно 201-я мотострелковая дивизия принимала участие в наведении порядка, в том числе со складов дивизии осуществлялись поставки вооружения и боеприпасов.

Напомним, что в 2006 году РФ предоставила Душанбе безвозмездную военную помощь в размере более 26 млн долларов, однако таджикская сторона позже заявила, что вся военная техника была изношенной. РФ тогда передала Таджикистану четыре вертолета Ми-8 и Ми-24, четыре учебно-боевых самолета Л-39 и два ударных вертолета Ми-24. Кроме того, было передано имущество военного назначения, боеприпасы и обмундирование на сумму более 50 млн долларов. Всего общая сумма переданной техники и боеприпасов составила около 1 млрд долларов.

По мнению экспертов, не получив ничего при разделе имущества бывшей Советской армии и обидевшись на передачу "металлолома", Таджикистан теперь требует арендную плату за военное присутствие РФ.

Во время визита Эмомали Рахмона стороны также обсудят подписанное в 2008 году, но не реализованное соглашение по использованию Россией таджикского аэродрома "Айни", расположенного в 20 км от Душанбе.

Таджикистан предложил, чтобы Россия вложила в реконструкцию "Айни" 5 млн долларов и выплачивала арендную плату. Россия, в свою очередь, хотела получить аэродром в собственность бесплатно. Прийти к единому мнению так и не удалось. В июле стало известно, что Душанбе хочет предложить этот аэродром США.