В пятницу западные СМИ комментируют перестановки в российском правительстве, произошедшие накануне. Министр обороны Сергей Иванов был освобожден от этой должности и назначен первым вице-премьером. Новым главой военного ведомства стал Анатолий Сердюков, ранее занимавший пост главы Федеральной налоговой службы. Кроме того, еще одним вице-премьером правительства РФ стал Сергей Нарышкин, руководивший аппаратом правительства в ранге министра.
Американская газета The New York Times считает, что президент Владимир Путин добавил интригу в нерешенный, но широко обсуждаемый вопрос о том, кто сменит его на посту российского лидера в 2008 году.
Сергей Иванов, бывший офицер КГБ, который стал первым гражданским главой армии страны в 2001 году, теперь будет первым вице-премьером, что расширяет его обязанности. У него будет тот же ранг и должность в правительстве, что и у другого привлекающего к себе пристальное внимание претендента - Дмитрия Медведева.
Шаг, в целом необъяснимый, как и многие действия Путина, наверняка сделает более интенсивными домыслы, какая из этих двух фигур добьется одобрения Путина. Одобрение будет фактической гарантией избрания, учитывая его популярность и централизованный контроль над политикой в России, предполагает издание.
После значительных перестановок в правительстве, устроенных Путиным в ноябре 2005 года, Медведев номинально в правительстве был выше Иванова. Медведев является также председателем совета директоров российского энергетического гиганта "Газпром".
В прошлом году 54-летний Сергей Иванов подвергся сильной общественной критике после вопиющего случая издевательств, в результате которого рядовой Андрей Сычев стал калекой, лишившись ног и половых органов. Снятие Иванова с неудобного для него поста министра обороны - это освобождает его от ответственности за российскую армию, считает издание.
The Wall Street Journal отмечает в заголовке статьи, что "Кандидатура преемника Путина становится более загадочной". Издание считает, что президент России обострил конкуренцию с более прозападным кандидатом, которого до сих пор рассматривали как фаворита президентских выборов следующего года, - Медведевым.
Своей последней перестановкой Путин фактически предоставил политической элите теряться в догадках, кто же будет его фаворитом в ходе президентских выборов в марте 2008 года, говорят аналитики. Это помогает ему избежать роли "хромой утки" в оставшийся период президентства и позволяет сохранять возможность формировать ситуацию.
Путин неоднократно повторял, что решать, кому быть следующим лидером страны, будет российских народ, и в начале этого месяца он сказал, что не будет представлять никаких кандидатов до парламентских выборов, которые состоятся в декабре.
Однако в свете 70-процентных рейтингов популярности Путина и в условиях жесткого контроля Кремля над СМИ и политикой широко распространено убеждение, что избиратели проголосуют за любого кандидата, обозначенного печатью его личного одобрения.
Хотя и Иванов, и Медведев получают щедрую порцию эфира на государственном телевидении и их рейтинги в опросах общественного мнения растут, ни один из них не признавал публично, что питает президентские амбиции, пишет газета.
Перестановка произведена в тот момент, когда Медведев, на счету которого серия крупных социальных проектов, уже повсеместно рассматривался как номер один в президентской гонке и даже начинал формально выступать как будущий преемник. Кульминацией этого стало его публичное выступление на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Однако вместо того, чтобы продвигать Медведева на передний план, Путин, судя по всему, решил создавать сложную систему баланса, чтобы уравновесить влияния силовых центров. Это позволяет ему выступать главным арбитром в соперничающих интересах темной российской системы власти, причем, вероятно, эта роль сохранится за ним и после окончания его президентского срока.
"Путин твердо намерен не допустить, чтобы элита воспринимала его как отработанный материал, – говорит управляющий директор лондонского исследовательского центра Trusted Sources Кристофер Грэнвилл. – Теперь установится баланс с противоборством Медведева и Иванова, и таковой будет сохраняться до формального начала выборов в следующем году".
The Financial Times считает, что новое назначение Иванова - это проявление благосклонности Путина.
В опросах общественного мнения более либеральный Медведев несколько опережает жесткого в своих заявлениях министра обороны, которого считают более близким к кремлевским силовикам – сторонникам твердой линии.
Хотя Иванов больше не будет министром обороны, он останется ответственным за мощный российский военно-промышленный комплекс, экспорт которого в прошлом году составил рекордные 6 млрд долларов, кроме того, он возьмет на себя больше обязанностей, связанных с экономикой.
Бывший вице-премьер Борис Немцов выразил мнение, что повышение Иванова – это удар по либеральной кремлевской группировке, которая поддерживает Медведева. Он предположил, что президент старается отгородить Иванова от проблем, связанных с его работой в Министерстве обороны: в частности, с открывшимися случаями жестокой дедовщины и коррупции в армии. "Путин избавил его от этого и предложил ему позицию, где тот сможет спокойно зарабатывать очки и сравняться по влиянию с Медведевым", – считает Немцов. Он, однако, добавил, что этот шаг не значит, что президент сделал окончательный выбор.
Газета Suddeutsche Zeitung считает, что Путин готовит Иванова к более высокой должности. Теперь Иванов сможет публично высказываться по более широкому кругу вопросов, чем мог себе позволить в качестве министра обороны.
Испанская El Pais указывает также, что в качестве нового первого вице-премьера Иванов получит большие полномочия. Повышение позволит Иванову на равных конкурировать с Медведевым на выборах. По данным опроса общественного мнения, проведенного "Левада-центром" в декабре прошлого года, Медведева поддерживают 38% россиян, а Иванова – 23%.