AP Photo

Переходный правящий совет Ирака принял решение о создании трибуналов для рассмотрения военных преступлений эпохи Саддама Хусейна. Это - первое значительное решение Совета с момента его создания в воскресенье.

Этот шаг, вероятно, свидетельствует о том, что новый орган будет оказывать сильное воздействие на жизнь в Ираке, пишет сегодня The Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa.ru) Многие из 25 членов Совета лично пострадали от режима Садддама Хусейна.

"Совет решил, что будет создан трибунал для наказания преступлений против человечества, военных преступлений и геноцида", - заявил Энтифадх Канбар, пресс-секретарь Иракского национального конгресса, одной из ведущих политических партий, находившейся в оппозиции Саддаму.

Сам диктатор пока остается на свободе, но большинство его ключевых помощников уже захвачены американцами. Среди них - аль-Тикрити, бывший личный секретарь Саддама, и Тарик Азиз, бывший премьер-министр.

Вероятно, самым известным преступлением периода правления Саддама Хусейна является кампания "Анфал" против курдского меньшинства в северном Ираке. Были убиты сотни тысяч человек - только в одном городе Халабья в марте 1988 года погибло 5 тысяч. Не исключено, что количество жертв этой кампании, спланированной и проведенной двоюродным братом Саддама Али Хассаном аль-Маджидом, достигает 100 тысяч человек.

Судьба аль-Маджида, которого также называют "химическим Али", остается неясной. В свое время коалиция заявила, что он погиб во время бомбардировки его штаба на юге Ирака. Однако последующие сообщения заставили предположить, что он выжил. Если он все-таки жив и попадется в руки коалиции, то он может стать одним из первых осужденных трибуналом.

Во время своего третьего заседания в Багдаде Совет постановил создать юридическую комиссию с целью выработки рекомендаций по форме трибунала, которая бы максимально учитывали потребности Ирака. В решении этого вопроса Ирак может воспользоваться опытом таких стран, как Камбоджа, Руанда, Югославия, Сьерра-Леоне и ЮАР.

В Руанде и Югославии действуют трибуналы ООН, в которых заседают международные судьи. Их часто подвергают критике за то, что они поверхностны в рассмотрении дел.

Для Ирака более подходящей моделью был бы трибунал Сьерра-Леоне, отмечает Хамья Муфти, представительница багдадского отделения Human Rights Watch. Это смешанный суд, в котором заседают как международные, так и местные судьи. В то же время она подчеркивает, что в настоящий момент судебная система Ирака еще не готова самостоятельно рассматривать дела о самых серьезных преступлениях. Нельзя допустить вмешательства в судебный процесс политики. "Люди, которые будут проводить эти суды, должны быть независимыми от политических властей", - считает Муфти.

При Саддаме судебная система была чрезвычайно коррумпирована. По окончании войны силы коалиции, прежде всего, занялись проверкой 686 судей страны. Пока это дело не будет завершено, ни один иракский судья не будет допущен к участию в трибунале.

Иракцы не горят желанием передавать полномочия в сфере создания трибуналов ООН. Возможно, решение этого вопроса займет годы. А за это время, может быть, найдется и Саддам Хусейн, который станет первым "клиентом" трибунала, пишет британское издание.