Euronews

Выступая на заседании Высшего совета по планированию в Джамахирии, Муамар Каддафи заявил, что бедные слои населения могут осуществить "социальную революцию" против тех, кто нажил богатство незаконным путем, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету Al-Ahram.

Каддафи подчеркнул, что "полностью стоит на стороне бедняков" и выступает за справедливое распределение доходов от эксплуатации природных ресурсов Ливии, главным образом - нефти.

Ранее ливийский лидер высказался против проведения в Джамахирии политических реформ. "Те, кто призывает к этому, исходят из того, что наш народ политически безграмотен", - сказал он.

По его словам, "система прямой народной демократии, существующая в Ливии, противостоит либеральной демократии". "У нас нет и не будет политических партий, мы за общенародные свободу, собственность, власть и суверенитет", - отметил Каддафи.

Он предложил начать процесс формирования в Джамахирии "народного капитала". "Относительно бедная часть населения страны, которых насчитывается примерно 1,1 млн человек, должна создать компании в нефтяном секторе, вытеснить отсюда иностранные корпорации и превратиться тем самым из бедных в богатых людей", - считает Каддафи.

Этому выступлению предшествовало заявление сына Каддафи - Сейф аль-Ислама, подвергшего острой критике политическую систему Джамахирии, созданную его отцом. Сейф аль-Ислам сказал, что страна зашла в "политический тупик" и призвал к проведению реформ в политической и социально-экономической сферах.

"Робин Гуд" или расчетливый бизнесмен

Несмотря на столь пафосные заявления, самого Каддафи сложно причислить к бедному населению Ливии. Во время показательного трансафриканского турне из Дурбана в Триполи в 2001 году, из броневика ливийского лидера в толпы голодных африканцев на всем пути следования разбрасывались настоящие доллары на общую сумму, по данным полиции ЮАР, 6 млн долларов, пишет Коммерсант-Власть.

Каддафи владеет 16% акций итальянской ткацкой компании Olcese только потому, что ему очень нравятся ткани этой фирмы.

Вскоре после того, как его самой любимой футбольной командой стал итальянский "Ювентус", Ливия приобрела крупный пакет акций этого футбольного клуба, а сын Каддафи Саади стал членом его правления.

Желание лидера ливийской революции принять в Триполи финал чемпионата мира по футболу 2010 года вылилось в создание специального фонда, который занимается строительством стадионов имени Муамара Каддафи чуть ли не в каждой африканской столице.

Коддафи любит арабов и африканцев, но доходы от нефти вкладывает только в европейские или американские компании. Единственным исключением, пожалуй, стала покупка 6% акций марокканской группы компаний ONA. Впрочем, и здесь есть свой расчет: Groupe ONA принадлежит лично марокканскому королю Мохаммеду.

Кроме нефти доход Каддафи получает от принадлежащих ему огромных земельных участков в Британии и Италии, а также от широко разветвленного банковского и гостиничного бизнеса. Постояльцы роскошного лондонского Cariton Towers Hotel и любой из 18 пятизвездных гостиниц, входящих в Cormthia Group, расположенных по всему миру от Гамбии до Чехии, сами того не зная, пополняют кошелек лидера ливийской революции.

Приносят доход в бюджет Каддафи и Arab Banking Corporation, один из самых престижных арабских банков, чья североамериканская штаб-квартира расположена в Нью-Йорке на Пятой авеню.

Несмотря на активную нелюбовь, которую американцы многие десятилетия испытывают к Каддафи, этот банк, в котором ливийцам принадлежит 27% акций, даже во время кампании по борьбе с терроризмом не подвергался никаким санкциям со стороны США.

Дети ливийского лидера

Проступки сыновей и дочерей западных лидеров меркнут на фоне поведения "первых детей" Африки и Ближнего Востока. Абсолютный лидер в этом плане - сын президента Ливии Муамара Каддафи Ганнибал (настоящее имя - Мутассим Билаль). Отец к его "шалостям" относится спокойно.

На родине Ганнибал бывает редко, а когда появляется, ведет себя тише воды, ниже травы. В Европе же дает волю своим африканским страстям. В 2004 году, отдыхая в Сардинии, пьяный сынок не справился с управлением роскошной яхты и врезался в причал. Через несколько дней в Риме напал на полицейского, посмевшего сделать ему замечание. Ганнибал пытался забить его огнетушителем.

В том же году в Париже Каддафи-младший в состоянии тяжелейшего алкогольного опьянения вел свой Porsche 911 по встречной полосе Елисейских Полей на скорости свыше 100 км/ч. Несколько раз он пересек перекрестки на запрещающий сигнал светофора и спровоцировал серьезное ДТП (один человек получил травмы). Когда жандармы остановили "дикий" автомобиль, оттуда выскочили телохранители и начали избивать офицеров. От тюрьмы Ганнибала спасла, как писала пресса, дипломатическая неприкосновенность.

В феврале 2005 года сын лидера ливийской революции отличился в двух парижских отелях. В InterContinental, угрожая пистолетом, избил беременную подружку Алину Скаф, которая не пускала его в номер. А в Royal Monceau покорежил мебель. "Этот парень - редкий псих. Он рассматривает свою неприкосновенность как право делать все, что ему взбредет в голову", - заметил один полицейский.

Позже полиция сообщила, что Ганнибал Каддафи - никакой не дипломат и иммунитетом не обладает. "Почему тогда его не арестовали?" - задались вопросом журналисты. И вспомнили слова президента Жака Ширака, пообещавшего помочь Ливии в осуществлении ядерной программы. Париж, видимо, решил не портить отношения с Каддафи-старшим, чтобы не лишать своих ядерщиков выгодного контракта.

Тем не менее, дело об избиении Алины Скаф было передано в парижский суд, который приговорил Ганнибала к четырем месяцам тюрьмы условно и уплате штрафа в размере 628 долларов.