Итальянский шпион около 10 лет работал сначала на КГБ, а после падения Берлинской стены - на СВР. Как сообщает сегодня Repubblica (перевод на сайте Inopressa.ru), агент работал в контрразведывательной службе, был "кротом" в SISMI, его раскрытием занимался и полковник Бонавентура, умерший два месяца назад. Издание отмечает, что в 2000 году, британцы, получив досье Митрохина, проинформировали итальянцев о "кроте", который, однако, до сих пор не выявлен. Доподлинно известно лишь его имя: "Червь".
Расследованием этого случая в скором времени займется парламентский комитет по контролю за службами разведки и безопасности. Директор SISMI (военная разведка) Николо Полари провел встречу с парламентским комитетом. В течение почти трех часов помимо досье агента КГБ обсуждались многие вопросы, включая и арест Абу Аббаса. "Теперь уже я могу сказать, - сообщил председатель парламентского комитета Энцо Бьянко, - что Полари на предыдущем заседании проинформировал нас о том, что Аббас находится в Багдаде. Нас также ознакомили с аналитическими разработками SISMI по сирийскому вопросу и по Саддаму".
В ходе встречи речь шла и об утечке секретной информации по переговорам между Берлускони и Блэром, переданной российским службам, а затем попавшей к иракцам. "Естественно, - комментирует Бьянко, - речь идет об очень серьезном инциденте, который требует тщательного расследования. Необходимо разобраться в том, какие связи могут существовать с российскими и иракскими службами и почему не удалось сохранить секретность таких важных переговоров".
Напомним, досье Митрохина - документы, прихваченные при бегстве в Англию в 1992 году бывшим начальником архива КГБ полковником Василием Митрохиным, который на протяжении почти десяти лет выбирал наиболее интересные, по его мнению, дела и копировал их.
Согласно "Архиву Митрохина", в Западной Европе действовала специальная "Группа Х", в составе которой в Италии в конце 1970-х годов работали 10 агентов. Самым ценным из них был профессор Миланского политехнического института по кличке Учитель, который благодаря своим обширным связям в научных и промышленных кругах добывал уникальные сведения о последних достижениях итальянских ученых в военной области.
Кроме того, на советскую разведку работал сотрудник того же института Карс, имевший множество связей в США, а также видные ученые - физик-ядерщик Марио и исследователь Кудон, поддерживавший официальные контакты с ленинградскими учеными. К этой работе привлекались и некоторые предприниматели. Так, Эндрю сообщает, что в 1970 году бизнесмены, получившие забавные псевдонимы Метил и Бутил, всего за 50 тысяч долларов передали КГБ бесценные материалы, которые позволили оперативно наладить в СССР производство синтетического каучука.