vg.no

Власти Норвегии в понедельник намерены депортировать в Москву на самолете писательницу из Северной Осетии Марию Амели, сообщает РИА "Новый регион". 25-летняя уроженка Владикавказа Мария Амели была арестована в Лиллехаммере специальным подразделением норвежской полиции, отлавливающим нелегальных иммигрантов. Она совершенно открыто живет в Норвегии с 2003 года. Арестовали ее после публичной лекции, с которой она выступала в столице одной из зимних Олимпиад.

В Осло прошли многотысячные демонстрации в защиту женщины, получившей статус "Норвежца года", однако власти остаются непреклонны. Ее судьба расколола даже правящую коалицию в правительстве, и есть шансы, что и в случае депортации пример Амели станет поводом для изменения иммиграционного законодательства в стране, отмечает издание.

Мария Амели - это литературный псевдоним. На самом деле женщину зовут Мадина Саламова (в Норвегии она называет себя Мария Бидзикоева). Родители уехали вместе с ней из Северной Осетии в 2000 году сначала в Финляндию, но, получив там отказ в предоставлении убежища, семья перебралась в Норвегию. Однако и здесь их прошения в иммиграционную службу успеха не имели. В 2004 году норвежские власти сочли историю о преследованиях беженцев с Кавказа неубедительной, и семья Амели перешла на нелегальное положение. Но семью высылали - в течение восьми лет, пишет в понедельник "Российская газета".

За это время Мария Амели, не имея документов и легальных средств к существованию, сумела получить высшее образование. Она окончила Университет Тронхейма, получила профессию инженера-технолога, а осенью прошлого года прославилась на всю страну, выпустив автобиографическую книгу "Незаконная норвежка", в которой рассказала о своем "бомжевании" в самом богатом государстве Европы.

Книга имела немалый успех, а популярный еженедельник Ny Tid присудил ей звание "Норвежца года" (обычно его удостаиваются известные спортсмены, выдающиеся ученые и деятели культуры) - за вклад в общественную дискуссию о политических и социальных правах нелегализованных иммигрантов.

Минувшей осенью Амели впервые обратилась с ходатайством в апелляционную комиссию по делам иностранцев с просьбой рассмотреть ее дело отдельно от дела ее родителей, но та вынесла отрицательное решение. А 12 января ее схватил наряд из восьми копов из подразделения, занимающегося делами иностранцев, сразу после выступления перед школьной аудиторией в Лиллехаммере, пишет "НР".

13 января, по решению одного из районных судов Норвегии, Марию арестовали на две недели, в течение которых будет принято решение о ее отправке в Россию. Как сообщали норвежские СМИ, девушку могут отправить в Москву уже в понедельник или вторник, передает РИА "Новости". По данным "РГ", Мария помещена в закрытый приемник для нелегальных иммигрантов в Траннуме. Оттуда производится депортация. На суде было заявлено, что российские власти примут Марию в соответствии с договором о реадмиссии.

Ее арест вызвал протесты общественности. К зданию Министерства юстиции в Осло пришли тысячи людей. "Почему мы даем убежище террористам и явным социальщикам и высылаем талантливого человека с норвежским высшим образованием, который может принести пользу стране?" - лейтмотивом звучало в выступлениях защитников писательницы.

Премьер-министр Енс Столтенберг в ответ заявил: "Я понимаю чувства демонстрантов, но в то же время должен соблюдать закон. Эта девушка, как и ее родители, получила отказ в просьбе об убежище, а значит, подлежит высылке. Если сделать исключение, сигнал будет истолкован в окружающем мире таким образом, что важно лишь достаточно длительное время продержаться в Норвегии, и власти пойдут на уступки. Нас захлестнет поток нелегалов", - пишут в понедельник "Новые Известия".

Действия премьера критикуют даже члены правительственной коалиции, считающие, что в случае с "Норвежкой года" можно не быть столь твердолобым. "Если Марию Амели нельзя оставить как беженку, ей следует дать вид на жительство как ценному специалисту", - утверждают оппоненты главы правительства.

По закону, к категории ценных специалистов относятся люди, зарабатывающие в год не менее 500 тысяч норвежских крон (около 70 тысяч евро) или являющиеся незаменимыми работниками на предприятии. Компании, желающие принять на работу подвергшуюся гонениям знаменитость, уже выстроились в очередь. Среди них оказался и государственный нефтяной концерн Statoil, о деятельности которого Мария Амели писала дипломную работу. Победителем в борьбе за беспаспортную девушку стал технический еженедельник Teknisk Ukeblad, подписавший с ней контракт на работу журналистом.

Однако заместитель министра юстиции страны Пол Ленсет подчеркнул, что решение об отказе выдачи Марии Амели вида на жительство пересмотру не подлежит и она будет выслана из Норвегии. "Для меня важно, что правительство не рассматривало вопросы о ее статусе беженца и ходатайство о рабочей визе. Она должна будет подать новое прошение о предоставлении рабочей визы со своей родины. Но сегодня в действующем законодательстве существуют положения, которые препятствуют "умным головам" попасть в Норвегию", - приводит слова Ленсета "Русский портал Норвегии".

В Норвегии находятся не менее трех тысяч иммигрантов, более пяти лет находящиеся на нелегальном положении. Такие цифры привели правозащитные организации Amnesty International и Norsk Folkehjelp после того, как стало известно, что Марию Амели высылают из страны. 24 неправительственные организации обратились с петицией к правительству с ходатайством об изменении существующих иммиграционных законов. По их мнению, Норвегия, как ряд других европейских стран, должна ввести "иммиграционную амнистию", т.е. предоставлять вид на жительство тем, кто в течение нескольких лет проживал в стране. Представитель Amnesty International в Норвегии Йон Педер Эгенэс уверен, что Марии надо дать вид на жительство не за ее литературные заcлуги, а потому, что "она приехала сюда несовершеннолетней и выросла в Норвегии".

Проблема усугубляется тем, что, по словам Марии, ехать в Россию она не может - просто некуда, она не знает там никого, и родственников у нее нет, отмечает издание.

Арестованная россиянка не обращалась за помощью в посольство РФ, утверждают в дипмиссии

Посольство РФ в Осло не вступало в контакт с арестованной в Норвегии 25-летней "Норвежкой года" Марией Амели, но готово оказать ей помощь, если она за ней обратится, сообщил РИА "Новости" пресс-атташе российского диппредставительства в Осло Владимир Исупов.

"Она не хочет контактов с российским посольством и консульством, не направляла нам никакого запроса, поскольку не хочет уезжать из Норвегии. В данном случае нам искать контакта с ней совершенно неправильно. Если человек не хочет разговаривать, мы не можем ему навязываться", - подчеркнул дипломат.

По его словам, в посольство РФ в Осло "каждый день обращаются люди, которые по каким-то причинам не имеют документов и хотели бы вернуться в Россию". "В посольстве они получают свидетельство на въезд в РФ. Но здесь речь идет о людях, которые сами хотят вернуться в Россию. Мария, как я понимаю, этого не хочет. Если захочет, то на общих основаниях после проверки мы предоставим ей соответствующие документы", - сказал пресс-атташе.

Вместе с тем, по его словам, ситуация с Амели является совершенно "рядовым случаем", "таких людей, россиян, которых депортируют назад в Россию, - десятки".

Исупов сказал, что в посольстве РФ отдельно не занимались изучением ситуации с Марией Амели и "ориентируются по информации из норвежской прессы". "Как пишет пресса, в девяностые годы в Северной Осетии началась "дележка собственности", из-за которой семья Амели была вынуждена переехать в Москву, а затем в 2000 году попросить убежища в Финляндии, на что они получили отказ. В 2002 году в подобной же просьбе им было отказано и в Норвегии, после чего семья перешла на нелегальное положение", - пояснил пресс-атташе.

По его словам, людей, которые пребывают в Норвегии нелегально, - тысячи. "По данным норвежского статбюро, официально таких человек около трех тысяч, а по некоторым оценкам, и до 30 тысяч. Соответственно, людей, которые искали убежище и получили отказ, а впоследствии интегрировались в норвежское общество, выучили язык и получили высшее образование, довольно много", - указал дипломат.