Согласно результатам предварительной токсикологической экспертизы, проведенной после вскрытия тела Слободана Милошевича, никаких признаков его отравления не обнаружено, сообщил председатель Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) итальянский судья Саусто Покар на пресс-конференции в Гааге.
По его словам, в крови бывшего югославского лидера были обнаружены только следы выписанных ему лекарств в нетоксичных дозах, сообщает РИА "Новости". Анализы были проведены голландским Институтом судебной медицины.
Покар добавил, что следов рифампицина (лекарства, принимаемого при туберкулезе, бронхите и пневмонии, которое нейтрализует действие препаратов от высокого артериального давления) также не обнаружено.
Напомним, по одной из версий, экс-президент сознательно принимал рифампицин, усиливая свою гипертонию, чтобы добиться разрешения на свой выезд в Россию "для лечения". Об этом заявлял голландский токсиколог Рональд Юджис, делавший анализ крови Милошевича за две недели до его смерти.
- Нестыковки в причинах смерти Милошевича
- Проклятие семьи Милошевичей. Почему Сербская церковь не хочет отпевать православного экс-президента
- Петербургские коммунисты хотят самовольно увековечить Милошевича
Как говорится в предварительном заключении, рифампицин быстро исчезает из организма, но в любом случае, ясно, что Милошевич не принимал этот препарат в течение последних нескольких дней перед своей смертью. Милошевич страдал гипертонией, и рифампицин был ему противопоказан.
Вместе с тем Покар отметил, что токсикологическая экспертиза после вскрытия тела Милошевича еще полностью не завершена, она будет продолжена. Он сообщил также, что распорядился провести внутреннее расследование причин смерти Милошевича, передает ИТАР-ТАСС.
Относительно отказа со стороны МТБЮ временно освободить экс-югославского лидера для прохождения курса лечения в Москве, Покар изложил позицию МТБЮ, согласно которой назначенные Милошевичу адвокаты не предприняли конкретных попыток доказать, что обвиняемому не может быть оказана соответствующая медицинская помощь в Нидерландах, и что Судебная палата ясно выразила свое согласие на возможность приезда иностранных специалистов в Нидерланды для лечения его здесь.
Нестыковки в причинах смерти Милошевича
В смерти Слободана Милошевича загадок больше, чем ответов. Так, результаты вскрытия скорее удивили кардиохирургов, чем дали исчерпывающие объяснения. Как рассказала ангиолог Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева Маргарита Шумилина, вернувшаяся накануне из Гааги, врачи обратили внимание на четыре главные нестыковки в официальной версии смерти экс-президента Югославии, согласно которой он умер от инфаркта, вызванного "не теми" медицинскими препаратами. Как сообщалось ранее, после смерти в крови Милошевича были найдены следы посторонних веществ.
По словам Шумилиной, которая изучала состояние Милошевича в ноябре прошлого года, в результате вскрытия подтвердилось, что инфаркт у Милошевича "длился" три часа. Следовательно, в течение по меньшей мере трех часов экс-президент должен был чувствовать острую боль или хотя бы легкие приступы недомогания и предупредить об этом охрану, пишет "Московский комсомолец". Ведь по правилам надзиратели совершают обход каждые полчаса и не могут не отреагировать на жалобы. Однако Милошевич за три часа до смерти ни на что не жаловался.
Кроме того, на теле Милошевича не было следов насилия. Инфаркт был связан с поражением передней желудочковой артерии сердца. Серьезных поражений других органов не отмечено. По словам сына экс-президента Марко, в последние три дня перед смертью его отец не упоминал о боли в груди. Его беспокоили острые боли в животе, и он подозревал, что "хандрят" почки. Подтвердилось также, что Милошевич получал медицинские препараты, необходимые для лечения его заболевания. Однако смерть, как отмечает МК, - "самое очевидное доказательство того, что это лечение все же было неадекватным". По словам директора Бакулевского центра Лео Бокерии, Милошевича можно было вылечить с помощью мини-инвазивной хирургии. А такие операции не являются редкостью и делаются в очень многих странах мира.
Загадочные обстоятельства кончины бывшего югославского лидера будут еще долго обсуждаться политологами, кардиологами и криминалистами. Помимо "внешней канвы" - состояния коронарных артерий Милошевича и личной неприязни к нему Карлы дель Понте - у случившегося есть и мистическая составляющая.
Как пишет "Московские новости", в сербской прессе много лет на полном серьезе обсуждался вопрос о неизбежности самоубийства последнего коммунистического правителя Балкан. И неизбежность эта якобы предопределена родовым проклятием, которое с некоторых пор тяготеет над семьей Милошевичей.
Слободан происходит из старинного священнического рода. Последним представителем династии, сохранившим верность ее призванию и идеалам, был отец экс-президента Светозар - священник и четник-монархист, когда-то учившийся в семинарии в одном классе с нынешним патриархом Сербским Павлом. Слободан родился в годы Второй мировой войны, а когда она закончилась, его родители расстались.
Близкие Слободана, в том числе его брат Борислав, всегда настаивали, что причины этого развода были сугубо личными. Однако в западных источниках бытует версия о непримиримой идеологической вражде супругов. По этой версии, священник Светозар ненавидел коммунистов и молился о восстановлении монархии. Его супруга, Станислава, напротив, прониклась лозунгами партизан-титовцев, стала атеисткой и поддержала "революционный выбор" послевоенной Югославии. Отец продолжал тайно встречаться с сыном, надеясь оградить его от "тлетворного влияния" матери и воспитать в духе высоких православно-монархических идеалов. Однако когда Слободану исполнился 21 год, тот твердо заявил о своем желании сделать карьеру в компартии.
По одной из версий, именно это "добило" его отца, который и без того не комфортно чувствовал себя при титовском авторитаризме, постепенно утрачивая всякую надежду на восстановление монархии: в 1962 году священник Светозар Милошевич застрелился, не оставив предсмертной записки. Спустя десять лет, тоже без всякого объяснения причин, повесилась мать Слободана, а еще через год застрелился его дядя, бригадный генерал. Отчаявшийся Слободан оказался в твердых женских руках Миры Маркович, с которой дружил еще в школе и которая сделала из него крупного политика.
Милошевич унаследовал атеистические принципы своей матери. Епископ Шумадийский Савва, знавший его еще до избрания на пост президента, говорит, что Слободан был совершенно неверующим человеком. Этим во многом обусловлено негативное отношение к нему Сербской православной церкви, которая сочувствовала выдаче Милошевича Гаагскому трибуналу, а теперь ни в какую не хочет его отпевать, намекая на "смутные" обстоятельства его кончины (то есть на самоубийство).
Идеологические метаморфозы, сделавшие Слободана столь популярным среди русской православно-патриотической общественности, начались в 1989 году, когда праздновалось 600-летие важнейшего события сербской истории - битвы с турками на Косовом поле. Почувствовав неизбежность распада коммунистической системы, Слободан решил тогда надеть тогу сербского националиста.
На выборах 2000 года именно Сербская церковь первой официально признала победу оппозиции во главе с Воиславом Коштуницей. Тогдашние события в Белграде во многом напоминали "оранжевую революцию" в Киеве. Сербская патриархия устроила на белградском "майдане" особый молебен, после которого поздравила Коштуницу с победой. Во всей патриархии нашелся лишь один архиерей - епископ Милешевский Филарет, - который поддержал Милошевича, но Синод официально дистанцировался от его позиции. Неудивительно, что и теперь Сербская церковь "покрыла молчанием" факт смерти Милошевича - никаких официальных панихид, никаких заявлений.
В тюремной камере Милошевича были иконы, пару раз его посещал священник. Однако воцерковленным христианином он так и не стал. Среди множества версий загадочной смерти Милошевича есть и такая, которая превращает его в глазах церкви в "невольного самоубийцу". Можно понять деликатное положение, в котором оказался Патриарх Алексий II: самоубийц, даже "невольных", в церкви не отпевают, а именно к главе РПЦ обратились родственники Милошевича с просьбой благословить его отпевание.
Петербургские коммунисты хотят самовольно переименовать одну из улиц города в честь Милошевича
Члены организации "Коммунисты Петербурга" планируют провести акцию переименования Белградской улицы города в улицу Слободана Милошевича без участия городских властей.
Как заявил "Интерфаксу" в пятницу лидер организации Сергей Малинкович, "акция пройдет в самое ближайшее время, в темное время суток. Речь идет о размещении на домах по улице Белградской временных табличек "улица Слободана Милошевича", при этом номера домов на улице менять не будут". "Мы уже изготовили 30 таких табличек", - отметил представитель компартии.
Он пояснил, что активисты организации пойдут на подобную меру в связи с тем, что власти никак не отреагировали на официальное письмо с инициативой переименования улицы. "Дело в том, что власти просто-напросто сделали вид, что такой инициативы не было. А ведь с момента ее объявления к нам поступило около тысячи обращений от граждан в поддержку этой идеи", - подчеркнул Малинкович.
По его словам, активисты организации не боятся привлечения к административной ответственности за участие в акции: "Члены нашей организации - люди законопослушные. Если надо будет, то мы можем встретиться в суде. Я хочу лишь подчеркнуть, что власти обязаны должным образом отвечать на все обращения граждан".
Кроме того, Малинкович отметил, что члены организации планируют и дальше добиваться переименования одной из петербургских улиц в улицуМилошевича: "Мы будем вести переговоры с властями. Нам ведь не столь важно, чтобы была переименована именно Белградская улица. Мы согласны на любую другую улицу".