НТВ

В Люксембурге легализована эвтаназия. Произошло это, как передает ИТАР-ТАСС, несмотря на протесты великого герцога. Парламент великого герцогства утвердил соответствующий закон, запрещающий любые виды судебного преследования в отношении врачей, которые по запросу неизлечимо больного пациента помогли ему осуществить безболезненный уход из жизни.

Таким образом, Люксембург вновь подтвердил единство Бенилюкса внутри ЕС, поскольку до сегодняшнего дня эвтаназия в Европе была разрешена лишь в Нидерландах и Бельгии.

Ровно год назад великий герцог Люксембурга Анри отказался подписать этот закон, назвав его "аморальным и противоречащим базовым христианским ценностям". Этот демарш монарха вызвал сильнейший скандал, вылившийся в кризис государственности в крохотном великом герцогстве. Решение было найдено путем внесения поправок в конституцию, в результате которых отныне великий герцог не утверждает государственные указы своей подписью, а лишь визирует их. На практике разницы никакой - монарх и раньше не имел практической власти, однако теперь это окончательно закреплено в конституции. Впрочем, великий герцог остался доволен этим решением, поскольку и раньше неоднократно выступал за подобную реформу, считая, что в политическом отношении люксембургская монархия должна носить лишь чисто протокольный характер.

Законодательства государств ЕС диаметрально противоположны в вопросах эвтаназии. Наиболее консервативно оно в Румынии, Польше и сильных своими католическими традициями Португалии и Ирландии, где эвтаназия прямо запрещена законом. Наиболее умеренным является правосудие Франции, Швейцарии и Италии, где закон хоть и не разрешает врачу умертвить "безнадежного" пациента по его собственной просьбе, но допускает "содействие добровольной смерти". Иными словами, по просьбе пациента врач может дать ему соответствующий препарат в летальной дозе, однако принять его пациент должен только сам. В остальных странах проблеме эвтаназии не посвящено отдельных законов, однако действия врача, совершившего эту процедуру, попадают под действие обычного уголовного законодательства.