В воскресенье в Черногории пройдет референдум о независимости. Президент республики Мило Джуканович заявил, что без Сербии перед страной откроются новые европейские перспективы, и выдвинул лозунг "С сербами тяжело в Европу". Сторонники сохранения сообщества двух государств говорят о родственных чувствах сербов и черногорцев и нежизнеспособности независимой Черногории, пишет "Время новостей".
Сейчас карликовая адриатическая республика с населением 650 тысяч человек входит в состав государственного сообщества Сербия и Черногория (СиЧ), созданного более трех лет назад по предложению Евросоюза. Конституционная хартия этого странного гособразования была утверждена в январе 2003 года парламентами обеих славянских республик.
В СиЧ есть пост общего президента (имеющего, как и главы обеих республик, в основном представительские функции) и два совместных министерства - иностранных дел и обороны. В остальном же сербы и черногорцы вполне самостоятельны. Даже валюта у них разная: в Черногории заблаговременно отказались от динара и перешли на евро. На границе с Сербией существуют таможенные посты и взимаются пошлины. При пересечении границы, впрочем, пока не требуется загранпаспортов. Сторонники независимости Черногории во главе с ее экс-президентом и нынешним главой правительства Мило Джукановичем никогда не скрывали, что считают СиЧ промежуточным этапом на пути обретения республикой полной независимости.
Парламент Черногории утвердил предложение провести референдум о независимости два месяца назад. Законопроект о референдуме был поддержан 60 голосами против 10.
Подготовка к голосованию шла при активном участии иностранных дипломатов. Проблема в том, что в вопросе независимости черногорское общество раскололось на два примерно одинаковых лагеря. В соответствии с требованием Евросоюза сторонникам независимости необходимо набрать не менее 55% голосов. Черногорские власти утверждают, что за независимость выступают 60% граждан, однако большинство опросов общественного мнения, проведенных в последние месяцы, показывают, что референдум рискует провалиться с результатом в 51-53%. Сегодня едва ли кто-то может предсказать исход голосования. В Черногории развернулась торговля голосами. В зависимости от региона голос стоит от 200 до 500 евро, пишет "Независимая газета".
Страсти вокруг референдума накалились не на шутку. Сторонники сохранения СиЧ апеллируют к родственным чувствам сербов и черногорцев и нежизнеспособности независимой Черногории. Мило Джуканович рисует перед соотечественниками радужные европейские перспективы и эксплуатирует лозунг "С сербами тяжело в Европу".
Нынешний премьер-министр когда-то был соратником Слободана Милошевича и ярым сторонником федерации. Однако в 1997 году Джуканович поссорился с Милошевичем и сразу стал любимцем Запада и сербской оппозиции, руководители которой, например Вук Драшкович (ныне министр иностранных дел СиЧ), нередко находили в Черногории убежище. Начав с требования о союзе, при котором Черногория самостоятельно выступала бы на международной арене, Джуканович в итоге поставил своей целью полную независимость.
Белград официально выступает против черногорской независимости. Там распространено мнение, что Джуканович преследует сугубо личные интересы. Известно, что против него в Италии ведется расследование по подозрению в причастности к контрабанде и связях с итальянской мафией. Обретение независимости позволило бы Джукановичу на долгое время сохранить власть и неприкосновенность.
Победа сепаратистов подтвердила бы, что союз с Сербией не является привлекательной идеей даже после падения режима Милошевича и что влияние Белграда продолжает сокращаться. Вместе с тем в экономическом смысле утрата Черногории не катастрофична для Сербии. По оценкам, ее доля в экономике госсообщества не превышает 5%. Однако только через черногорскую территорию Сербия имеет прямой выход к морю и порту Бар.
Особое значение приобретает "человеческое измерение". В Сербии действует сильное лобби выходцев из Черногории, занявших влиятельные посты в политике и экономике и не желающих в одночасье сделаться иностранцами. К примеру, министр внутренних дел Сербии Драган Йочич имеет черногорское гражданство и постоянную регистрацию в Сербии. Он является сторонником сохранения единого государства. Такие, как Йочич, рискуют утратить имеющиеся у них права в случае успеха сепаратистов. (Разумеется, что речь не идет о потере прав черногорцами, имеющими сербское гражданство.)
Очевидный выход для тех, кто не желает оказаться иностранцем в собственной стране, - иметь двойное гражданство (что пока не предусмотрено законодательством). В противном случае теряется возможность получения бесплатного образования, возрастает риск потери работы, повышаются налоги, теряется право на получение пенсии, социальное и медицинское обеспечение, а также участие в выборах, возникают имущественные проблемы.
В Сербии (население около 10,6 миллиона с учетом Косово) проживают 260-270 тысяч черногорских граждан. Эти данные встречаются чаще всего. Однако, по оценкам, число черногорцев и сербов, прибывших в Сербию из Черногории, достигает 400 тысяч. Далеко не все из них получили право определять судьбу своей родины, а лишь те, кто имеет черногорское гражданство и постоянную регистрацию в Черногории. Таковых в Сербии набралось несколько десятков тысяч. Сербские власти решили оплатить им проезд, чтобы они смогли принять участие в референдуме. Билеты обошлись налогоплательщикам в 200 тысяч евро. Однако не ясно - достаточная ли это инвестиция в желаемый для Белграда исход голосования.
По словам замдиректора Института славяноведения РАН доктор исторических наук Андрей Шемякин, роковую для госсообщества роль может сыграть принятое Еврокомиссией 3 мая решение приостановить переговоры о принятии СиЧ в ЕС под предлогом неспособности властей Сербии арестовать разыскиваемого Гаагским трибуналом генерала Ратко Младича. По словам эксперта, это решение стало "на блюдечке поднесенным подарком сторонникам независимости Черногории".
Руководитель центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН доктор исторических наук Елена Гуськова убеждена, что ЕС все последние годы готовил почву для "продолжения процесса дезинтеграции югославского пространства до минимальных размеров". По ее мнению, "о том, что Европе, видимо, выгодна самостоятельность Черногории, свидетельствует ценз, который был предложен черногорцам в качестве условия международного признания решения о независимости - 55% голосов "за" от пришедших на избирательные участки.
Сейчас и сторонники, и противники независимости Черногории мобилизуют своих приверженцев. Сербская государственная авиакомпания JAT ввела дополнительные рейсы на черногорском направлении с тем, чтобы как можно больше черногорцев, работающих в Сербии, смогли прибыть на родину и сказать нет распаду СиЧ. А черногорские авиалинии максимально переориентировали свои рейсы с Сербии на Западную Европу, поскольку, по свидетельству Гуськовой, "там проживают в основном сторонники независимости Черногории". "За самостоятельность Черногории проголосует именно столько, сколько необходимо для положительного решения: 55% пришедших на референдум плюс 1-2%", - уверена Гуськова.
Доктор наук полагает, что сторонники черногорской независимости недооценивают две опасности. Во-первых, угрозу роста сепаратизма албанцев, населяющих граничащие с Албанией и Косово районы республики. "Черногорский премьер ранее уже пообещал албанцам открыть границу с Косово в расчете на их поддержку, и те будут настаивать на выполнении этого обещания", - напомнила Гуськова. Вторая проблема - экономика Черногории, которая "настолько слаба, что руководству республики надо бы задуматься, как они будут выживать на столь маленькой и столь неприспособленной к самостоятельному экономическому развитию территории".
Черногория вошла в состав единого югославского государства в 1918 году по итогам Первой мировой войны. До этого на протяжении столетий Сербия и Черногория мирно соседствовали и сообща боролись против общего неприятеля в лице Османской империи.