Первый день 23-й Конференции государств - участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) завершился без значимых результатов. Стороны не смогли прийти к единому мнению по наиболее острому вопросу - бюджету организации на 2019 год, который увязан с вопросом о расширении полномочий ОЗХО.
В поправках к проекту решения о принятии бюджета Россия совместно с Ираном настаивает на исключении ссылок на атрибутивный механизм, который позволяет ОЗХО устанавливать виновных в применении химического оружия. Москва и Тегеран выступают за возвращение к суммам, которые указаны в первоначальном варианте проекта бюджета, предложенном Техническим секретариатом ОЗХО 6 июля, передает ТАСС.
"Предлагаем вернуться к редакции проекта бюджета на 2019 года от 6 июля, - сказал постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин. - Эта редакция документа самая первая. Она была выпущена уже после принятия решения об атрибуции, однако она построена на традиционном для нашей организации принципе нулевого номинального роста, в ней нет никаких дополнительных взносов на атрибуцию".
Дипломат добавил, что другой вариант бюджета, представленный на рассмотрение конференции по инициативе западных стран, "предусматривает увеличение [бюджета] на 2,4 млн евро на цели атрибуции". "И это все на фоне критического недофинансирования программ содействия развивающимся странам", - подчеркнул он.
По словам Шульгина, "вызывает сомнение и идея финансировать за счет добровольных взносов в объеме порядка 1,3 млн евро расходы предполагаемой атрибутивной группы, которые пойдут на полевые миссии, консультации экспертов и аналитическую поддержку". Таким образом страны-доноры фактически будут определять целесообразность выезда специалистов группы на место предполагаемого инцидента с использованием химического оружия, пояснил он. Как считает дипломат, при таком подходе будут возникать вопросы об объективности.
Другой вопрос касается самого атрибутивного механизма. Технический секретариат уже обозначил структуру так называемой атрибутивной группы и даже разместил соответствующие вакансии. Шульгин сообщил, что Россия и Китай совместно выступили с предложением о создании международной группы экспертов, которая займется проверкой решений Технического секретариата.
"Ситуация такова, что целый ряд делегаций не согласны с атрибуцией в ОЗХО", - заявил он и назвал несколько положений, которые, "по мнению России, Китая и других государств, могут прямо затрагивать основополагающие положения конвенции и подрывать доверие к деятельности организации и ее органов".
"Россия и Китай предлагают поручить Исполнительному совету сформировать группу экспертов-международников, группу экспертов открытого состава по проверке действий Технического секретариата", - пояснил Шульгин. Эта группа, сказал дипломат, должна подготовить доклад, в котором она "даст аргументированное заключение о том, соответствует ли атрибутивная работа положениям Конвенции".
Постпред КНР при ОЗХО У Кэнь отметил, что Китай "считает важным, чтобы решение [о создании атрибутивного механизма] было осуществлено в соответствии с Конвенцией и приложениями к ней". "Это поможет перейти к [практическому] осуществлению и оказать финансовую поддержку соответствующему решению", - подчеркнул он.
О реформе ОЗХО заговорили на фоне обвинений России в использовании боевых ядов
Страны Запада обвинили Россию в том, что ее действия могут подорвать деятельность ОЗХО в будущем году и лишить организацию финансирования. Постпред США в ОЗХО Кеннет Уорд заявил, что решение об атрибутивном механизме, принятое в июне на спецсессии организации, "носило исторический характер, должно финансироваться и реализовываться".
В соответствии с регламентом, голосование по всем вопросам отложено на 24 часа. При этом во время общения с журналистами Шульгин заметил, что бюджет и вовсе может быть не принят. "Я ничего не исключаю, - отметил он. - Дискуссия напряженная. То, как нервозно ведут себя наши западные партнеры, показывает, что они волнуются".
Вопрос наделения ОЗХО атрибутивными полномочиями возник на фоне прекращения деятельности Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии, а также инцидентов в Солсбери и Эймсбери. В конце июня на специальной сессии конференции КЗХО западным странам удалось добиться принятия соответствующего рамочного решения.
Российская сторона выступает категорически против превращения ОЗХО в, как говорят в Москве, "карающий орган". РФ обращает внимание на то, что при наделении ОЗХО правом установления виновных в применении химоружия остро встанет вопрос вторжения организации в сферу исключительных прерогатив Совета Безопасности ООН.
РФ также напоминает, что атрибуция не предусмотрена КЗХО, а само решение из-за особенностей голосования было принято меньшинством: лишь 82 из 193 стран проголосовали за, однако этого оказалось достаточно, так как голоса воздержавшихся не учитывались.
Отравление в Солсбери
О причастности России к распространению и использованию боевых отравляющих веществ заговорили вскоре после инцидента в британском Солсбери. Там 4 марта были найдены без сознания экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. По мнению британцев, к данному преступлению причастны россияне Руслан Боширов и Александр Петров. Они, впоследствии представившиеся в интервью RT "простыми туристами", нанесли на ручку двери дома Скрипаля нервно-паралитическое боевое вещество семейства "Новичок". О виновности подозреваемых свидетельствовало, в частности, то, что следы "Новичка" обнаружены в номере гостиницы, в котором останавливались Боширов и Петров.
После раскрытия своих имен Боширов и Петров дали интервью Russia Today, в котором заявили, что к покушению на Скрипалей непричастны, а в Солсбери приезжали якобы посмотреть на знаменитый "солсберецкий" собор, при этом его фотографий у них при себе не было.
В Кремле также утверждали, что Боширов и Петров непричастны к спецслужбам. А когда журналисты рассекретили настоящее имя Боширова, которым оказался полковник и Герой России Анатолий Чепига, в Кремле добавили, что ничего не знают о его награждении.
По словам Путина, "солсберийские туристы" - обычные граждане России, в биографии которых "нет ничего особенного и криминального". Всю историю с отравлением, которое британцы приписали Боширову и Петрову, российский президент пытается представить в виде абсурда. "Я иногда смотрю на то, что происходит вокруг этого дела, я просто удивляюсь: приехали какие-то мужики и начали травить бомжей там у вас в Великобритании. Что за бред? В очистке что ли они работают, нет?" - фантазировал Путин, обесценивая тем самым выводы британских следователей.
Однако в той же речи президент оговорился и дал понять, что у него лично, а также у подчиняющихся ему российских спецслужб мог быть мотив на ликвидацию Сергея Скрипаля. "Некоторые информационные источники проталкивают мысль, что господин Скрипаль - чуть ли не правозащитник. Он просто шпион, предатель Родины, - заявил Путин, отвечая на вопрос об антироссийских санкциях и деле Скрипалей. - Он просто подонок, вот и все".
Позднее журналисты рассекретили и настоящее имя Александра Петрова, которым оказался сотрудник ГРУ и военврач Александр Мишкин.