В 90-х годах по просьбе ЦРУ сотрудники российской разведки тайно разместили в Северной Корее современное оборудование, чтобы помочь США следить за северокорейской программой создания ядерного оружия. Об этом сообщили представители разведслужб. Об этом в понедельник пишет американская газета The New York Times.
Для того, чтобы засечь признаки осуществления Северной Кореей своей ядерной программы сотрудничавшие с ЦРУ россияне установили в российском посольстве в Пхеньяне датчики, способные обнаруживать ядерное оружие. ЦРУ научило офицеров СВР - службы внешней разведки - обращению с этим оборудованием, а затем россияне делились результатами своих наблюдений с американцами.
Эта совместная операция уже завершена, и неизвестно, сколько она длилась и удалось ли в ее результате получить ценную разведывательную информацию о состоянии северокорейской ядерной программы. Представители разведслужб США не могут ничего сказать и о том, размещали ли россияне это оборудование в других точках Северной Кореи помимо своего посольства в Пхеньяне.
Однако сам факт проведения тайной операции против Северной Кореи свидетельствует о высоком уровне сотрудничества разведслужб России и США в одном из важнейших вопросов, связанных с распространением ядерного оружия.
Действующие и бывшие представители американской разведки говорят, что отсутствие посольства США в Пхеньяне затруднило сотрудникам ЦРУ получение информации о Северной Корее. Обычно резидентуры ЦРУ в других странах располагаются на территории американских посольств. Работающие там сотрудники обычно обладают дипломатическим иммунитетом и официально числятся сотрудниками госдепартамента или других правительственных учреждений. Так что в тех странах, где отсутствуют дипломатические представительства США, ЦРУ сталкивается с серьезными трудностями в сборе разведсведений.
ЦРУ обратилось к своим бывшим противникам из российской разведки, принимая во внимание давние отношения Москвы с северокорейскими властями. Тайное соглашение между ЦРУ и СВР было заключено где-то в начале 90-х годов - приблизительно в то время, когда северокорейская ядерная программа впервые оказалась в центре внимания мировой общественности в качестве серьезной проблемы.
Совместная операция оказалась серьезной проверкой попыток ЦРУ и СВР наладить сотрудничество друг с другом после окончания холодной войны. Несмотря на то, что ЦРУ обратилось к СВР за помощью, оно до конца не верила, что российская сторона предоставляет ей достоверную информацию о том, что удалось обнаружить с помощью детекторов, хотя доказательств фальсификации сведений у него не было.
В тот период, когда американская и российская разведки приступили к проведению операции, северокорейская ядерная программа стала для Вашингтона одной из самых серьезных проблем. В начале 90-х годов стало появляться все больше доказательств того, что Северная Корея тайно создает ядерное оружие, в частности на заводе по переработке плутония в Йонбене.
Однако при переработке плутония выделяются вещества, которые можно обнаружить, даже в очень незначительных количествах. По словам экспертов, в ходе этого процесса выделяются изотопы криптона в газообразной форме, которые относительно легко обнаружить. По всей видимости, американцы передали русским чувствительное оборудование, позволяющее определить, ведется ли в Йонбене переработка плутония. Оборудование могло бы помощь ЦРУ узнать, не был ли объект по переработке плутония тайно перемещен в другую точку Северной Кореи.
"Криптон - очень хороший индикатор, который трудно скрыть, - заявил один из информированных источников. - Если вам удалось установить датчики там, где нужно, вы можете быть уверены, что сможете определить, ведется переработка плутония, или нет".
Сегодня станет известна реакция КНДР на пакетное предложение России по урегулированию корейской проблемы
Об этом сообщил спецпосланник президента России Александр Лосюков, находящийся в Пхеньяне. Он начал всестороннее обсуждение ситуации вокруг ядерного кризиса на Корейском полуострове с председателем Комитета обороны КНДР Ким Чен Иром. По неподтвержденным пока сведениям, Лосюков передаст руководителю страны устное послание президента России.
Пакетное предложение России по преодолению корейской проблемы содержит три основных тезиса. Во-первых, он подразумевает "обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, строгое соблюдение всеми сторонами обязательств, вытекающих из международных договоренностей, включая рамочное соглашение 1994 года".
Во-вторых, предполагает "конструктивный двусторонний и многосторонний диалоги между заинтересованными сторонами, одним из результатов которых должны стать гарантии безопасности КНДР". В-третьих, предлагается "возобновление гуманитарных и экономических программ, действовавших на Корейском полуострове".
Глава Пентпгона назвал спекуляцией разговоры о возможном вторжении США в КНДР
11 января КНДР вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия. О возможности возвращения в Договор заявил, в частности,посол КНДР в России Пак Ы Чун на прошлой неделе. Он подчеркнул, что это "будет зависеть от США". Другой дипломатический представитель КНДР - посол этой страны в Китае Цой Чжин Су в минувшую пятницу сообщил, что "ситуация вокруг ядерной программы Пхеньяна может быть урегулирована путем диалога, если США пообещают не нападать на КНДР.
Между тем в воскресном интервью телекомпании АВС министр обороны США министр обороны США Дональд Рамсфельд сказал, что "недавние спекуляции" относительно возможного американского вторжения в КНДР "не соответствуют действительности".
"Нам известно, что Северная Корея разрабатывает по крайней мере две ядерные программы, - сообщил министр обороны США. - Опасность состоит не только в том, что Пхеньян способен использовать свой потенциал, но и в том, что он может передать ядерное оружие и ядерные материалы другим странам".