Бойцы российских частных военных компаний и ветераны вооруженных сил и боевых действий обратились в Международный уголовный суд с требованием возбудить расследование против организаторов ЧВК и тех, кто им помогает. Об этом сообщил Радио "Свобода" председатель комитета Общероссийского офицерского собрания Евгений Шабаев.
В поданных материалах говорится, что под видом добровольцев россияне участвовали в конфликтах на востоке Украины, в Сирии, Ливии, Судане, ЦАР, Йемене и других странах. При этом на родине им грозит наказание по уголовной статье о наемничестве.
- В Москве арестован за госизмену эксперт, изучавший ЧВК Вагнера
- Пропавший осведомитель "Новой газеты", рассказавший о сомнительной деятельности Пригожина, пришел в полицию
- Оружие, золото, платина, ЧВК Вагнера: как и зачем Россия распространяет свое влияние в Африке
- СБУ опубликовала список из 206 предполагаемых наемников ЧВК Вагнера
- Российские ветераны требуют от Кремля признать ЧВК и придать им легальный статус
Обращение к прокурору Международного уголовного суда Фату Бенсуда поддержали 357 делегатов из 52 регионов России, представляющих 18 общероссийских и межрегиональных общественных организаций. Сам текст обсуждался на общероссийском офицерском собрании, которое прошло 18 ноября и называлось "ЧВК. Гибель армии - #НасТутНет". Как следует из документа, потери ЧВК, по данным ветеранских организаций, исчисляются сотнями.
"Мы, граждане РФ, ветераны вооружённых сил и боевых действий, опираясь на статью 15 Римского статута Международного уголовного суда, просим возбудить расследование proprio motu на основе нижеизложенной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию суда", - говорится в обращении в суд.
За последние три года в российские ветеранские организации поступили тысячи жалоб граждан Российской Федерации, прошедших службу в частных военных и охранных компаниях (ЧВОК).
Совет Федерации РФ отрицает существование подобных компаний, но непосредственные участники этих формирований свидетельствуют об обратном: интересы России в мире представляет целый ряд "частных предпринимательских субъектов, которые оказывают военные и/или охранные услуги". Ветераны российских ЧВОК и родственники погибших наемников сообщают об их участии в конфликтах в Донбассе, в Сирии, Ливии, Центральноафриканской Республике, Габоне, Северном и Южном Судане, Йемене и других странах Азии и Африки.
При этом россияне воюют за рубежом в статусе "добровольцев" и без официального признания со стороны российского государства.
По словам Евгения Шабаева, в июле 2018 года бойцы ЧВК обращались в Администрацию президента с предложением легализовать ЧВК, но получили ответ из Минобороны, в котором организацию и деятельность частных военных компаний в России назвали антиконституционными.
Как следует из обращения в суд, участников ЧВОК лишают правового статуса намеренно, из-за чего они не только не получают положенной ветеранам реабилитационной и экономической поддержки со стороны государства, но и преследуются по закону о наемничестве: деятельность таких компаний попадает под действие двух статей Уголовного кодекса РФ: "Наемничество" и "Организация незаконного вооружённого формирования".
Ветераны военных конфликтов пишут, что "состоящие из "нелегалов" подразделения ("ЧВК Патриот", "ЧВК Вагнер" и др.) и аффилированные с ними компании (например, работающая в ЦАР Lobaye Invest и работающая в Сирии ООО "Евро Полис") заключают соглашения о золото- и нефтедобыче на международном уровне и получают концессии в результате официальных межправительственных переговоров". При этом с российскими наемниками заключаются юридически несостоятельные, не регламентирующие работу в условиях боевых действий договоры: де-факто гражданских лиц вводят в заблуждение и вывозят из страны постоянного проживания с целью незаконного использования в военных целях.
"Поскольку ситуация не меняется на протяжении уже трех лет, мы просим Прокурора возбудить уголовное дело на основании Статьи 7 Римского статута Международного уголовного суда, а именно пункта (i) - "насильственное исчезновение людей" (в определении Статута, "арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия, при последующем отказе признать такое лишение свободы или сообщить о судьбе или местонахождении этих людей с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного периода времени").
Кроме того, они просят прокурора на основании статьи 25 Статута применить индивидуальную уголовную ответственность к организаторам упомянутых ЧВОК, их собственникам и лицам, оказывающим им организационную, логистическую, военно-техническую и иную поддержку. Со своей стороны авторы обращения заявляют о готовности дать свидетельские показания и оказать иную посильную помощь при условии возбуждения уголовной процедуры, однако опасаются раскрывать личности тех, кто готов выступить в суде, из-за опасений уголовного преследования.
По словам Шабаева, также давшего интервью "Эхо Москвы", члены частных военных компаний возвращаются на территорию Российской Федерации, не проходя реабилитации. "И дальнейшие их действия, ввиду определенных условий могут привести к дестабилизации обстановки в самой Российской Федерации. Это факты, которые нельзя отрицать", - заявил Шабаев, пояснив, что число возвращенцев растет и решить их проблему самостоятельно не получается.
"Мы прекрасно представляем, что Российская Федерация с 16-го года не подчиняется Международному уголовному суду, но так как Россия подписала данную резолюцию и она до 16-го года применялась, то есть она подпадает гражданам Российской Федерации. Но где подпадает? Подпадает на территории тех стран, в которых, собственно говоря, Международный уголовный суд имеет юрисдикцию, в частности, в Центральноафриканской республике, в Судане и других странах, откуда возвращаются наши бойцы и где по факту, как мы предполагаем, как к нам поступает информация, зарегистрированы те самые частные кампании, которые созданы гражданами Российской Федерации", - заявил Шабаев.
По его словам, как минимум один такой уголовный процесс уже ведется в Международном уголовном суде и связан с деятельностью наемников в Центральноафриканской республике: "Соответственно, если уважаемый прокурор посчитает возможным дополнительно<...> возбудить проверку по вновь поступившим фактам, то эта процедура намного быстрее ускорится, и они будут рассматривать этот вопрос довольно-таки оперативно".
Говоря о возможных санкциях, Шабаев заявил, что к частным военным компаниям необходимо применять в том числе и экономические санкции, блокируя возможность переводов по системе SWIFT. "Требуется только политическая воля или организационная воля Международного уголовного суда по защите прав человека от военных преступлений"
"Поэтому еще раз говорю, мы сейчас на первом этапе просим хотя бы обычных действий Международного уголовного суда в рамках из Римского статута утвержденного, чтобы они хотя бы возбудили проверку по этим фактам. Если факты подтвердятся, и они начнут дальше развивать данную тематику, привлекая к ответственности собственников частных военных компаний, они найдут, может быть, каких-то чиновников. Я не знаю об этом, утверждать я этого не могу. Ну, и в дальнейшем будут продолжать эти разбирательства, - пояснил Шабаев. - А как государство на данный момент к этому относится, мы видим. То есть они не видят ничего, глаза закрыли - и всё прекрасно".
СМИ не раз сообщали в этом году о гибели бойцов ЧВК "Вагнер" в Сирии, однако российские власти заявляли, что российских военных в местах боевых столкновений не было. Минобороны признало только гибель пяти россиян в провинции Дейр-эз-Зор в феврале, когда сторонников Асада обстреляли сирийские оппозиционеры при поддержке американской авиации. При этом ведомство подчеркнуло, что погибшие военными не являются. В свою очередь, сегодня в Кремле еще раз заявили, что в России нет частных военных компаний и переадресовали вопрос Минобороны.
Тем временем, структуры бизнесмена Евгения Пригожина стремятся распространить российское влияние на африканский континент. Как сообщает Bloomberg, связанные с Пригожиным бизнес-проекты предлагают африканским правительствам услуги по обеспечению безопасности, перевооружению и политическому консалтингу в обмен на право добычи полезных ископаемых и некоторые другие возможности.
Деятельность бизнесмена, приближенного к Владимиру Путину, охватывает десяток стран континента, среди которых Демократическая республика Конго, Судан, Ливия, Мадагаскар, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Зимбабве и Центрально-африканская республика, где прошедшим летом были убиты российские журналисты.
Потеряв с приходом новых властей многомиллиардные контракты, в частности, - на строительство атомной электростанции в ЮАР, Путин "все активнее выделяет инвестиции на обхаживание (африканских) лидеров, списав около года назад их совокупный внешний долг на сумму в 20 миллиардов долларов".
При этом в будущем году Россия собирается принять у себя более 50 глав государств Африки в рамках первого в истории российско-африканского саммита.