Президент Александр Лукашенко выразил недовольство общим фоном развития отношений России и Белоруссии, в которых накопилось "слишком много проблем". Об этом он заявил госсекретарю Союзного государства Белоруссии и России Григорию Рапоте и перечислил проблемы, которые особенно "надоели" Белоруссии, назвав в первую очередь блокировку экспортируемых товаров и застопорившиеся переговоры по цене на российский газ.
"Я не скрывал и не буду в этом разговоре скрывать: слишком много проблем наметилось, у нас в стране слишком много критики в адрес не только интеграции на уровне двух государств, но и на уровне Евразийского экономического союза, СНГ. Хотя СНГ ту функцию, которую может выполнять, выполняет и движется теми темпами, которые мы задаем. Главное - это, конечно же, Евразийский экономический союз и союз Беларуси и России", - цитирует Лукашенко белорусское агентство БЕЛТА.
Он отметил, что в 2015 году торгово-экономические отношения Белоруссии и России были не на лучшем уровне. В этом году пока не удалось наверстать упущенное. "Это никуда не годится. "Более того, мы обвалились процентов на 40. Печально, что в этом году даже к уровню этого провального года у нас товарооборот за полгода снизился еще на 10%. Это никуда не годится. Мы всегда гордимся тем, что вот товарооборот снизился, но в натуральном выражении мы прибавили. Это говорит о том, что мы начали поставлять в Россию большие объемы, но по ценам наполовину ниже. Какая доходность Беларуси от этого? Практически никакой", - сказал Александр Лукашенко.
"Мы телепаемся, иначе не скажешь, вы, наверное, в курсе дела, уже несколько месяцев не можем договориться по цене на газ. В связи с этим Россия снизила поставки нефти в Белоруссию. Мы это воспринимаем как давление на Белоруссию, но понимаете, что давления я не потерплю и белорусы тоже", - продолжил Лукашенко.
Белорусские "товары при поставках в Россию блокируются, особенно продукты питания, которые Евросоюз закупает и готов закупать, но в России они почему-то некачественные", - сказал Лукашенко и пояснил: "Понятно, когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархам от сельского хозяйства в России. Они давят на правительство, а правительство дает команду "фас" разного рода чиновникам от Россельхознадзора и так далее. Они у нас три предприятия открывают для поставок, пять закрывают, пять открывают, шесть потом закрывают. Идет это неприкрытое давление. Я почему это открыто говорю, потому что это уже надоело, это уже через край. Дальше так продолжаться не может".
Белорусский президент подчеркнул, что сказанное не означает сворачивания интеграционных проектов, "но свое участие в этих проектах мы будем оптимизировать", добавил он.
По словам Лукашенко, "слишком много критики в адрес не только интеграции на уровне двух государств, но и на уровне Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС)". "Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие в ЕврАзЭС. Если так будет продолжаться… зачем мне платить деньги на содержание в Москве, держать там (в Евразийской экономической комиссии) высококлассных (белорусских) специалистов. Мы лучше найдем им работу здесь. А с теми решениями, которые там будут приниматься, мы согласимся, потому что их практически нет. Нарушается все, о чем договорились".
Лукашенко попросил Рапоту "более активно подключиться на уровне правительства и президента России к отстаиванию наших общих интересов, Белоруссии и России, чтобы мы хоть как-то двигались вперед".
Белоруссия добивается от России скидки на газ и считает справедливой цену 73 доллара за тысячу кубометров. Последние переговоры Москвы и Минска по цене на газ, в которых участвовали вице-премьеры Белоруссии и России Владимир Семашко и Аркадий Дворкович, завершились в начале сентября, и 15 сентября было объявлено, что они не принесли результата. Перед этим Лукашенко объявил, что Минск и Москва практически договорились о цене, и поручил Семашко до 14 сентября выйти на подписание протокола с Россией.
26 августа "Коммерсант" сообщил о согласовании на рабочем уровне новой схемы ценообразования на газ для Белоруссии. По данным газеты, вместо долларовой формулы цены будет применяться полностью рублевая на основе средней цены на газ в России с повышающим коэффициентом, однако Дворкович 8 сентября опроверг эту информацию.