Euronews

Президент Польши Лех Качиньский, избранный на этот пост полгода назад, рассказал о российско-польских отношениях, которые резко ухудшились в конце 2004 года во время президентских выборов на Украине и не улучшились после смены власти в Польше. Более того, российское газовое наступление на Европу еще более усилило напряженность. О том, как видят в Варшаве настоящее и будущее двусторонних отношений, президент Польши рассказал в интервью, опубликованном в газете "Коммерсант".

Касаясь газового конфликта между Россией и Украиной, президент сказал, что "это должно стать предметом заботы самих россиян", а для Польши эта ситуация важна, потому что было отмечено снижение давления газа в трубопроводе, поставляющем газ в страну. Для Польши, по словам Качиньского, перспективной целью является диверсификация поставок газа. Руководство страны рассматривает возможность строительства терминала для сжиженного газа и участия в проектах поставок газа в Европу из разных стран мира. "Будем исследовать возможности использования газа из Норвегии, Центральной Азии, Северной Африки, а также увеличивать собственную добычу", - рассказал Качиньский.

Проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ) вызывает сомнения у Польши, так как власти этой страны видят необходимость координации действий отдельных стран ЕС – Польша, по словам президента "почувствовала себя исключенной из выработки долгосрочного плана строительства российско-европейской транзитной инфраструктуры". Кроме того, Качиньский обратил внимание на серьезные экологические угрозы, которые может представлять строительство СЕГ.

Президент оптимистически оценивает перспективы экспорта польской продукции в Россию. Ассортимент польских товаров, поставляемых в Россию, по его словам, с каждым месяцем становится все более широким. "Польша давно перестала быть экспортером только продовольствия, главную роль начинают играть промышленные изделия", - подчеркнул он.

На вопрос о том, как Польша восприняла решение Главной военной прокуратуры РФ, которая не нашла оснований для признания расстрелянных в Катыни польских офицеров жертвами политических репрессий, Качиньский заявил, что позиция Главной военной прокуратуры Российской Федерации "с возмущением была воспринята в первую очередь польским обществом и семьями жертв преступлений".

"Трудно себе представить и спокойно принять, что жертвы катыньского преступления не признаются жертвами политических репрессий. Мы понимаем, что для некоторых это является все еще сложным юридическим вопросом. Однако факты однозначны и неопровержимы", - заявил польский президент. – "Мы будем стремиться, чтобы судьба всех польских граждан, которые были лишены жизни на основании решений верховных властей Советского Союза от 5 марта 1940 года, была выяснена, чтобы были выявлены их фамилии и места захоронения, а также чтобы совершенное в отношении них преступление было правильно юридически квалифицировано".

Польша будет требовать передачи ей копий всех материалов, собранных по ходу ведения дела. "Нам трудно смириться с решением о секретности материалов дела, касающегося трагических событий 66-летней давности. Ведь тогда были убиты лучшие сыны польского народа – защитники родины", - добавил президент.

На вопрос, намеревается ли Польша разместить на своей территории элементы противоракетной обороны США, Качиньский сказал, что решение по этому вопросу не принято. "Но я считаю эту программу интересной", - добавил он, пояснив, что она позволит избежать ситуации, когда "какое-либо слабое и безответственное государство имело бы возможность шантажировать нас и наших союзников нападением с применением оружия массового уничтожения".

Союзниками Польша считает в том числе Грузию и Украину, которым она будет стараться помогать вступить в различные международные организации. "Нам хотелось бы как можно скорее видеть Украину и Грузию нашими партнерами в НАТО и ЕС", - заявил Качиньский. – "Однако в первую очередь это зависит от воли и решительности наших украинских и грузинских друзей".

Касаясь визового режима с Россией, польский президент рассказал, что он был введен в связи с необходимостью адаптации правил к стандартам Евросоюза, и "отойти от него будет весьма проблематично". Но Лех Качиньский обратил внимание, что "действующее польско-российское соглашение более либерально, чем соглашения об облегчении визового режима, заключенные Россией с Италией, Францией, Германией". В заключение польский президент добавил: "Мы хотим вести с Москвой прагматический диалог и осуществлять множество взаимовыгодных мероприятий".