Пока американские эксперты бьются над поисками химического оружия и других смертоносных материалов в Ираке, на дне Балтийского моря и в восточной части Атлантического океана лежат десятки тысяч бомб и контейнеров с ядовитыми веществами и нервно-паралитическим газом.
Они были захоронены здесь американскими, британскими и советскими вооруженными силами после Второй мировой войны. Были потоплены целые корабли, груженные оружием (большая их часть была захвачена у нацистской Германии). Теперь эти вещества отравляют окружающую среду, пишет в субботу The New York Times, перевод статьи которой публикует Inopressa.ru.
По словам ученых, под воздействием морской воды обшивка оружия и контейнеров подверглась коррозии и стала пропускать яды - мышьяк, люизит, горчичный газ и зарин. Ученые балтийских стран и России обнаружили смертельные вещества в осадочных породах, а высокотоксичный серный горчичный газ, скатавшийся в комья коричнево-желтого геля, вымывается на берег.
Проблема осложняется тем, что рыбаки, отправляющиеся в опасные районы, часто используют агрессивные методы, включая трал придонных рыб. В результате они часто вытягивают в сетях комья горчичного геля и части химических бомб или целые бомбы.
"В этом году было 10 случаев, когда люди находили бомбы", - рассказывает Берг Рамуссен, глава Рыболовной ассоциации Бонхольма, датского острова, расположенного недалеко от места захоронения оружия периода Второй мировой войны. За последние два десятилетия Дания зарегистрировала более 400 подобных случаев.
Некоторые яды со временем растворяются в воде, но есть и такие, которые могут сохранять активную цепочку, например, мышьяк. О воздействии этих ядов на подводные экосистемы почти ничего не известно, однако люди, которые соприкасаются с этими ядами, получают травмы. Несколько рыбаков, в сети которых попал ядовитый улов, попали в больницы с ожогами и другими симптомами отравления.
Сейчас в четырех районах затопления оружия (около 300 тысяч тонн боеприпасов) рыбалка запрещена. В других районах, где морские течения и тралы разнесли значительную часть боеприпасов на большие расстояния, рыбаков обязывают работать в противогазах, резиновых перчатках, специальных медицинских костюмах с противоядным покрытием. Прямо на борту кораблей им делают инъекции противоядия.
До 1980-х правительства либо игнорировали эту проблему, либо держали ее в секрете, но теперь эти захоронения вызывают массу дебатов среди зеленых и других гражданских организаций, требующих немедленной очистки морского и океанического дна.
Дания призывает все заинтересованные страны последовать ее примеру: когда датский капитан находит подозрительный объект, то немедленно сообщает об этом в специальную службу ВМС. На судно высаживается специальная команда, которая проводит дезинфекцию корабля и уничтожает найденный объект. Рыбакам также возмещают стоимость утраченного улова.
Но Балтийское и Северное море - это только часть кладбищ химического оружия. Крупные арсеналы обнаружены также в водах США, Австралии, Великобритании, Канады, Японии и России. О некоторых местах захоронения химического оружия вообще ничего неизвестно, потому что Международная конвенция по запрещению химического оружия обязала страны сообщать о захоронениях химических агентов только с 1985 года.
По сравнению с океаническими захоронениями Балтийское море особенно опасно. Оно мельче, чем большинство других, наполовину закрыто, его солоноватые воды обновляются каждые 30 лет.
По данным президента Эстонии Арнольда Руутеля, потопленные в Балтийском море боеприпасы содержат до 60 тысяч тонн токсичных агентов, включая 14 химикатов. Он призывает к "нейтрализации этого источника угрозы", добавляя, что "это наша обязанность перед будущими поколениями". По словам эстонских ученых, в прошлом году содержание горчичного газа и мышьяка в почве в 100 раз превысило норму.
Экологи призывают поднять оружие со дна. Однако военные эксперты полагают, что лучший способ избавиться от этого оружия - подождать, пока ядовитые компоненты сами растворятся в воде: время и бактерии их обезвредят. Очистка захоронений, говорят они, это очень дорогостоящая и рискованная процедура, потому что боеприпасы могут взрываться, ломаться, тем самым нанося дополнительный ущерб.
Согласно еще одному обсуждаемому проекту, боеприпасы предполагается замуровать в цемент. На дне около норвежского и шведского побережья находится около 40 кораблей, наполненных химическим и иными видами оружия. Они были затоплены в конце 40-х.
Гораздо сложнее нейтрализовать угрозу захоронений около островов Борнхольм и Готланд. Здесь советские солдаты просто сбрасывали отдельные контейнеры и бомбы за борт, разбросав их по огромной территории.
Любое решение, за исключением игнорирования, обойдется в миллионы долларов, и до сих пор не ясно, кто должен за это платить. В настоящий момент за захоронениями наблюдает Хельсинская комиссия, которая в 1996 году заявила, что химическое оружие в Балтийском море "не наносит существенного вреда балтийской окружающей среде" и что ситуация "не улучшилась, но и не ухудшилась". В то же время комиссия опубликовала подробные инструкции для рыбаков о том, какие предметы оказания первой помощи они должны держать на судах и как быстро устранить опасное загрязнение.