Star-Bulletin

Подводная экспедиция университета штата Гавайи обнаружила на дне Тихого океана возле гавайского острова Оаху затопленную после Второй мировой войны гигантскую по тем временам японскую субмарину I-401 "Sensuikan Toku". Она была построена в качестве "подводного авианосца" для секретной миссии по нанесению ударов по американским городам с применением биологического и бактериологического оружия, пишет в понедельник выходящая в Гонолулу (штат Гавайи) газета Star-Bulletin.

Как отмечает издание, субмарина была захвачена ВМС США сразу после окончания Второй мировой войны, но была затоплена американскими военными после того, как в рамках союзнических договоренностей доступ к ней потребовали представители СССР.

В императорских ВМС Японии в конце Второй мировой войны было построено только три подводных корабля этого класса. Все они прямо в открытом море были захвачены американским военно-морским флотом через неделю после официальной капитуляции Японии.

Субмарина "I-401" имела специальный герметичный отсек, в котором в разобранном виде хранились три легких бомбардировщика-амфибии Seiran (или "Mountain Haze"), которые могли быть собраны для вылета за считанные минуты и имели поплавковое шасси для приводнения при возвращении назад. На лодке хранились также детали и узлы, позволяющие при необходимости собрать из них четвертый такой же бомбардировщик, передает РИА "Новости".

Каждый такой "подводный авианосец" имел команду из 144 человек и запас топлива, позволяющий ему обогнуть весь земной шар. Первым заданием для "подводных авианосцев" японских ВМС была секретная миссия под названием "Операция PX", в соответствии с которой субмарины должны были подойти к Западному побережью США, откуда бомбардировщики Seiran должны были нанести удары по американским городам, сбросив на них контейнеры с живыми крысами и насекомыми, зараженными возбудителями бубонной чумы, холеры, лихорадки Дэнге, тифа и других смертельных заболеваний.

Японским военным не удалось вовремя подготовить контейнеры с биологическим оружием для бомбардировки американских городов, и когда они все-таки были готовы, субмаринам была поставлена задача нанести этим оружием удар по Панамскому каналу.

Экипажи самолетов и подводных лодок приступили к подготовке и закончили ее, когда высшее командование сочло подобный удар бессмысленным. Было очевидно, что он не мог повлиять на ход войны.

Поступил новый приказ: 1-й подводной флотилии в составе подводных лодок I-400 и I-401 атаковать американские авианосцы на атолле Улити. Субмарины должны были подойти к нему ночью и подготовить самолеты к вылету. После чего летчикам-камикадзе предписывалось атаковать авианосцы противника. 19 июня I-401 подорвалась на мине, и на ее борту вспыхнул пожар. Операцию пришлось перенести на конец июля. 15 августа Япония капитулировала, и в тот же день командиры подводных лодок получили приказ возвратиться на базу в связи с прекращением военных действий и уничтожить все наступательное оружие как особо секретное.

Командир флагманской лодки I-401 капитан I ранга Аридзуми застрелился, а команда катапультировала самолеты без пилотов и не запуская моторы. На I-400 поступили проще - и самолеты, и торпеды попросту столкнули в воду.

Так завершилась самоубийственная операция, в которой участвовали летчики-камикадзе и новейшие торпедоносцы, базировавшиеся на самых больших в мире подводных лодках. Даже в этом случае, наряду с использованием самого передового и современного вооружения, японская инженерная и военная мысль не могла обойтись без помощи камикадзе. Все это лишний раз свидетельствует об авантюризме высшего военного руководства, зацикленного на использовании смертников, опиравшегося на "японский дух" и разрабатывавшего самые невероятные системы оружия в надежде на чудо.

Все "подводные авианосцы" были доставлены для изучения на базу ВМС США Перл Харбор (штат Гавайи), но уже в мае 1946 года были отведены в море, расстреляны торпедами и затоплены "отчасти из-за того, что доступ к ним потребовали российские ученые", пишет газета.

Исполняющий обязанности директора подводной исследовательской лаборатории при университете штата Гавайи Джон Уилтшир сообщил, что останки корпуса подлодки I-401, развалившейся на две части, были найдены на глубине 820 метров и визуально обследованы при помощи спускаемого подводного аппарата.

Милитаристская Япония добилась наибольших успехов в проектировании, строительстве и боевом использовании подводных авианосцев

В сентябре 1942 года самолеты с японскими опознавательными знаками сбросили несколько бомб на населенные пункты американского штата Аризона, что вызвало волну паники среди населения штата. Было совершенно непонятно, откуда взялись бомбардировщики, если ВМС США никогда после Перл Харбора не подпускали японские авианосцы к американским берегам на дистанцию возможного налета. Как выяснилось уже после войны, бомбардировщики стартовали с японских подводных авианосцев, сообщает "Северная неделя".

Проектирование суперлодок-авианосцев Япония начала еще в середине 20-х годов прошлого века. Планировалось построить 18 подобных исполинских субмарин. Заложили 5, а сумели сдать лишь две: 30 декабря 1944 года вступила в строй I-400, 8 января 1945 года - I-401.

Идея подводного авианосца родилась в умах имперского морского штаба Японии через несколько месяцев после начала войны на Тихом океане. Пpедполагалось постpоить подлодки, превосходящие все созданное до того - специально для тpанспоpтиpовки и запуска удаpных самолетов. Флотилия таких подлодок должна была пеpесечь Тихий океан, непосpедственно пеpед выбpанной целью запустить свои самолеты, а затем погpузиться. После атаки самолеты должны были выйти на встpечу с подводными авианосцами, а далее в зависимости от погодных условий выбиpался способ спасения экипажей. После этого флотилия снова погpужалась под воду. Для большего психологического эффекта, котоpый ставился выше физического ущеpба, способ доставки самолетов к цели не должен был pаскpываться.

Далее подлодки должны были либо выйти на встpечу судам снабжения для получения новых самолетов, бомб и топлива, либо действовать обычным способом, используя тоpпедное оpужие.

Пpогpамма, естественно, pазвивалась в обстановке повышенной секpетности и неудивительно, что союзники впеpвые услышали о ней лишь после капитуляции Японии. В начале 1942 года веpховное командование Японии выдало судостpоителям заказ на самые кpупные подводные лодки, постpоенные кем-либо вплоть до начала атомной эпохи в судостpоении. Тепеpь дело было за самолетом.

Проектирование ударного двухместного бомбардировщика-торпедоносца поручили фирме "Аити". Самолет должен был обладать выдающимися характеристиками: высокой (до 560 км/час) скоростью, большой дальностью полета (1500 км). Его вооружение состояло из 850-килограммовой торпеды или одной 800-килограммовой бомбы.

Первый опытный самолет построили в октябре 1943 года. Он получил обозначение М6А Seiran ("Горный туман"). Старт самолета производился с помощью катапульты. На палубе подводной лодки у рубки был построен ангар диаметром 3,5 метра для размещения гидросамолетов. В нем помещались без разборки (плоскости, киль и стабилизатор складывались, но не отделялись от машин) три самолета, покрытые специальной люминесцентной краской, что позволяло производить их взлет в ночное время без освещения.

Предполагалось практически одноразовое применение таких самолетов. Поплавки можно было сбросить во время полета. Летчики для самолетов подбирались особенно тщательно. Это были смертники, готовые отправиться на самую рискованную операцию.