Президент России Владимир Путин во вторник начал визит в Китай, в ходе которого, как ожидается, первым из действующих мировых лидеров побывает в китайском монастыре Шаолинь, где полтора тысячелетия назад зародилось ушу.
Причем, как отметил помощник главы государства Сергей Приходько, это была идея самого президента - во время визита в Китай побывать в Шаолине, сообщает ИТАР-ТАСС. Напомним, Владимир Путин сам является поклонником восточных единоборств, имеет "черный пояс" по дзюдо.
Во вторник В Пекине проходят переговоры лидеров России и Китая Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао. По словам Приходько, во второй половине дня в среду президент отправится из Пекина в город Чжэнчжоу (административный центр провинции Хэнань, которая располагается в восточной части центрального Китая, в нижнем и среднем течении реки Хуанхэ с населением свыше 90 млн человек - Прим.ред.).
В Чжэнчжоу президент встретится с губернатором провинции, а затем посетит монастырь, где будет присутствовать на показательной тренировке и выступлении мастеров ушу, побеседует с настоятелем монастыря Ши Юнсином.
Один из самых известных городов провинции, которая считается колыбелью древней китайской культуры, - Лоян - имеет побратимские отношения с российским Тольятти, а город Пиндиншань - с Сызранью. В Шаолинь, по словам Приходько, президента РФ "будет сопровождать самая немногочисленная делегация". Вечером Путин вылетит из Чжэнчжоу в Россию.
- Россия и Китай подписали совместную декларацию: РФ, не признавая Тайвань, подтвердила политику "одного Китая"
- Newsweek: китайско-российский саммит показывает подъем одной сверхдержавы и упадок другой
Председатель КНР Ху Цзиньтао считает, что нынешний визит в Китай президента России Владимира Путина станет стимулом для развития стратегического партнерства двух стран. "Я уверен, что нынешний визит в Китай послужит стимулом для продвижения вперед стратегического партнерства", - сказал Ху Цзиньтао.
Переговоры лидеров России и Китая прошли во вторник в малой южной гостиной Дома народных собраний в Пекине в узком составе за закрытыми дверями, сообщает "Интерфакс". В беседе приняли участие, с российской стороны, глава МИД РФ Сергей Лавров, первый вице-премьер Дмитрий Медведев, помощник президента РФ Сергей Приходько, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев, с китайской стороны - заместитель премьера Госсовета У И, член госсовета Тан Цзясюань, министр иностранных дел Ли Чжаосин.
Переговорам в узком составе предшествовала церемония встречи Путина и Ху Цзиньтао. Российский лидер прошел в большой северный зал Дома народных собраний по бордовой ковровой дорожке навстречу ожидавшему его председателю КНР. Лидеры обменялись рукопожатиями, а затем представили друг другу членов делегаций, выстроившихся вдоль ковра.
Ху Цзиньтао признался, что "ему очень приятна новая встреча с российским президентом в этот весенний день". Он "горячо поприветствовал" Путина и сказал, что "готов обсудить все вопросы, представляющая взаимный интерес".
Путин, в свою очередь, "сердечно поприветствовал" китайского коллегу и поблагодарил за приглашение вновь побывать в Пекине. Он рассказал председателю КНР, что "только что имел возможность познакомиться с фотовыставкой, которая рассказывает о новейшей истории российско-китайских отношений".
Совместная декларация: Россия подтверждает свою политику "одного Китая", не признавая Тайвань
По итогам переговоров президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао подписана совместная декларация, в которой обе стороны подтвердили договоренность о необходимости завершить демаркационные работы на двух участках российско-китайской границы до конца 2007 года. В документе подчеркивается, что "подготовка к демаркации идет по согласованному графику".
Кроме того, отмечается в документе, ратификация в обоих государствах в 2005 году дополнительного соглашения между РФ и КНДР о российской государственной границе на ее восточной части знаменует окончательное урегулирование пограничного вопроса между двумя странами, сообщает "Интерфакс".
Стороны признают, что окончательная делимитация российско-китайской госграницы, так же как и реализация в течение последних десяти лет мер доверия в военной области и взаимное сокращение вооруженных сил в районе границы, "способствовали превращению госграницы между двумя государствами в границу мира и дружбы".
Россия подтверждает свое намерение проводить политику "одного Китая", признавая правительство КНР единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань - неотъемлемой частью Китая, говорится в совместной декларации.
Россия заявила, что "не поддерживает с Тайванем официальных отношений и не вступает с Тайванем в официальные контакты, выступает против независимости Тайваня в любой форме, включая "независимость де-юре".
В документе Россия также заявляет, что не будет поставлять оружие Тайваню. "Россия не приемлет концепций "двух Китаев" либо "одного Китая и одного Тайваня", выступает против участия Тайваня в ООН и других международных организациях, членами которых могут быть только суверенные государства", - подчеркивается в декларации.
"Российская сторона с пониманием относится к усилиям китайской стороны по мирному объединению страны на основе положений закона КНР о противодействии деятельности по расколу государства и считает тайваньский вопрос внутренним делом Китая. Внешние силы не вправе в него вмешиваться", - говорится в декларации.
Россия также подчеркивает, что "признает Тибет неотъемлемой составной частью Китая". В декларации РФ и КНР выразили решимость поддерживать политику и действия друг друга по вопросам защиты государственного суверенитета, единства и территориальной целостности.
Newsweek: китайско-российский саммит показывает подъем одной сверхдержавы и упадок другой
На прошлой неделе на саммите министров энергетики G8 в Москве российский президент продемонстрировал свой западный облик, представляя Россию как надежного энергетического партнера и сверхдержаву, стоящую в одном ряду с лидерами демократического, индустриально развитого мира. На этой неделе он едет в Пекин укреплять развивающееся партнерство с одной из процветающих авторитарно-капиталистических стран Азии – Китаем.
Как ожидается, в Китае Путин подпишет договоры о нефтепроводах, продажах высокотехнологичных вооружений и атомных реакторов, и соглашения о безопасности, напоминающие о давнем китайско-советском альянсе. У Владимира Путина, как у двуглавого имперского орла, существует два лица. В последнее время оба на виду, такую нелицеприятную оценку выносит российскому лидеру американский журнал Newsweek. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Путин явно наслаждается своим новоприобретенным статусом. Но его визит в Китай ставит интересный вопрос: какая из двух стран является настоящей сверхдержавой? На первый взгляд, эта честь принадлежит России, которая управляет жаждущими энергоносителей Востоком и Западом в интересах собственной выгоды. Купающаяся в нефтяных деньгах Москва в последнее время заявляет о себе так, как никогда не заявляла еще в постсоветскую эпоху: участвует в событиях в Иране и на Ближнем Востоке, использует нефть и газ в качестве политического оружия против соседей в Восточной (и Западной) Европе, восстанавливает контроль над ближним зарубежьем от Белоруссии до Узбекистана.
Но при всей своей напористости Москва смотрит на Восток со страхом. Реальность такова, что Китай растет как военная держава, причем во многом благодаря российскому оружию, которого он покупает на 5 млрд долларов в год, отмечает Newsweek. Китай давно превзошел Россию экономически. Китайский избыток торгового капитала дошел до такой степени, что грозит затопить неэффективную российскую экономику, особенно на бедном, но стратегически важном Дальнем Востоке.
Западные члены G8 могли тщетно возражать против приглашения Путиным Китая на московский саммит. Но в действительности именно Китай - четвертая крупнейшая в мире экономика (при том, что Россия едва опережает Мексику и занимает 12-е место) - имеет больше прав на место за главным столом. "Россия переходит из младших партнеров США в младшие партнеры Китая", - говорит Дмитрий Тренин, директор московского Фонда Карнеги.
Интересы Китая в России
Нигде усиление господства Китая не видно лучше, чем в Сибири, территории большей, чем сам Китай, но населенной всего 30 млн россиян. Китайские товары повсюду. "Все, что у нас есть, приходит из Китая: посуда, кожа, даже мясо, которое мы едим, - говорит Вячеслав Илюхин, глава департамента строительства в мэрии Новосибирска. - Сибирь становится китайской".
Однако растущие китайские потребности в энергии как будто ставят Россию в выигрышное положение. Но на самом деле все получается наоборот. Невозможно отрицать потребность Китая в российских природных ресурсах. По некоторым оценкам, к 2011 году Россия будет обеспечивать 20% китайского энергетического импорта. Это относится и к другим ресурсам, таким как лес и алюминий.
Но Китай развивает отношения и с другими поставщиками, в случае с нефтью это Иран и Казахстан. Китайские компании покупают железные рудники в Австралии, равно как и крупнейшую канадскую компанию Noranda, добывающую никель и цинк. Китай не станет зависимым от России, тогда как Россия становится зависимой от Китая: по некоторым оценкам, к 2015 году на его долю будет приходиться половина российского энергетического экспорта.
Параллельно Китай отбирает другие российские активы. Сибирь - это заповедник невостребованных технических и научных талантов, которые Пекин быстро скупает. Возьмем Академгородок, советский пригород Новосибирска, где находится 52 научных института и живет 18 тыс. ученых, включая полдюжины Нобелевских лауреатов. По оценке сотрудника новосибирской администрации Александра Люлько, 80% прибыли Академгородок уже сегодня получает от Китая.
После долгих лет постсоветской заброшенности сибирские ученые рады китайским заказам на все, от аэродинамических труб и анализаторов почвы до лазеров, лабораторий ДНК и ускорителей электронов. "Запад с осторожностью продает свои технологии китайцам, и они приходят сюда, - объясняет Василий Арещенко, глава Сибирского отделения РАН по международным отношениям. - Наше правительство не уделяет должного внимания науке. Мы нуждаемся в китайских деньгах".
Московские политики давно говорят о превращении Новосибирска в столицу научной экономики по индийской модели. Но пока обещания Москвы остаются на бумаге, китайские деньги на деле дают толчок возрождению российской науки. Например, Красноярский институт солнечно-земной физики создал совместное предприятие с Китайским центром космических исследований. В Новосибирске Институт высокоточной электроники теперь производит лазеры совместно с Технологическим институтом Шеньяна. В прошлом году более 400 китайских ученых посетили Академгородок с ноутбуками в руках, пишет американское издание.
"Китай проявляет огромный интерес к изучению новых технологий, - говорит Василий Фомин, директор Института теоретической и прикладной механики в Академгородке. - Они говорят: "Дайте нам ученого, который может принести нам Нобелевскую премию, и мы сделаем для вас все"".
Это не очень нравится многим русским, особенно в Москве. Воспитанные на исторических текстах о том, как Россия одолела монгольские орды в XIII веке, они недовольны наплывом китайских денег, товаров и людей. Их беспокоит продажа технологий, которые Китай может использовать для создания собственных высокотехнологичных отраслей. "Когда-то давно мы учили китайцев собирать автомобили, теперь они продают нам китайские машины", - говорит Фомин.
Кремль "в глубине души" хочет создать паназиатский союз в противовес американскому господству
В глубине души у Кремля таится противоречивое отношение к восточному партнеру. Несмотря на страхи, российские стратеги, страдающие из-за потери статуса сверхдержавы времен холодной войны, мечтают о создании паназиатского союза в противовес американскому господству. В ходе опроса, проведенного в прошлом году радиостанцией "Эхо Москвы", 74% слушателей заявили, что Россия должна вступить в альянс с Китаем, создав противовес для США. "Вместе мы станем больше американцев", - написал один слушатель на сайте радиостанции, точно определив цель Кремля.
Недавно Путин взялся за Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) – альянс безопасности, куда входят Россия, Китай и государства Центральной Азии: Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Его заявленная цель – контроль над "терроризмом" в регионе, в частности, над исламскими боевиками, представляющими угрозу для репрессивного, но дружественного Москве режима в Узбекистане, и провоцирующими беспорядки в китайской провинции Синьцзян с мусульманским большинством. Но он также имеет целью изгнание США с баз в Центральной Азии, беспокоящих как Москву, так и Пекин.
Путин к тому же пытается позиционировать Россию как азиатскую, а не только как европейскую страну до такой степени, чтобы требовать членства в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), штаб-квартира которой находится в Джакарте. "Москву раздражает критика со стороны Запада, – говорит Тренин. – Она смотрит на восток в поисках новых альянсов".
В ходе регулярных визитов президент Китая Ху Цзиньтао и Путин образовали единый антиамериканский фронт по важным дипломатическим проблемам, начиная с Ирака и иранских ядерных амбиций. Ху Цзиньтао тоже будет пытаться строить отношения, базируясь на этих общих точках и добиваясь от России большей поддержки его притязаний на Тайвань, полагает российский дипломатический источник. В мае прошлого года они завершили давний спор о границах, так как Путин согласился отдать Пекину 120 квадратных километров российско-китайской границы протяженностью 4300 тыс. километров. Медленно, не неуклонно Россия втягивается в экономическую и политическую орбиту Китая.
Впрочем, близость к Пекину представляет не меньше проблем, чем удаленность. Даже дома страна с ее эрозией свободы слова, "управляемой демократией" и усилением государственного контроля в экономике, похоже, учится по китайскому авторитарному учебнику. Но это не вписывается в стремление России к признанию на Западе, зримо воплощенному в таких структурах, как ВТО и G8, члены которых все громче ворчат, что Россия, пожалуй, не заслуживает места среди промышленно развитых демократий.
Россия оказывается в странном положении. Она в некотором роде растянута между двумя полюсами, западным и восточным. Экономическое и политическое влияние Китая растет, а добрая воля Запада ослабевает, США и Европа все громче говорят о свертывании Путиным демократии и его поддержке правителей-диктаторов, как правитель Белоруссии Александр Лукашенко. Путин достаточно осторожен, чтобы видеть опасность на Востоке. Но по мере того как Россия теряет друзей на Западе, у нее может не остаться иного выбора - придется повернуться лицом к Китаю.
Древний буддийский монастырь Шаолинь - колыбель восточных единоборств. Согласно шаолиньской летописи, название монастыря происходит от его географического расположения и буквально означает "монастырь в лесу на горе Шао-ши".
Исторические хроники свидетельствуют, что обитель Шаолинь у подножия священной горы основал индийский монах Бодхидхарма, исповедовавший дзэн-буддизм, в 495 году - 1511 лет назад. Бодхихарма разработал систему определенных движений для монастырских послушников, чтобы они могли восстановить силы после долгих медитаций. А поскольку время тогда в Китае было неспокойное, и монахам приходилось заботиться о своей безопасности без оружия, эти движения были соединены с традиционной даосской техникой боя.
Именно последователи Бодхихармы создали уникальную систему единоборств "у-шу", популярную сегодня во всем мире. Их изображения сохранились на знаменитых фресках в зале будды Вайрочаны.
С течением времени система шаолиньского боевого искусства совершенствовалась. Она, как полагают специалисты, положила начало японским видам каратэ и корейского тхэквондо. В самом Китае в Танскую эпоху (7-10 века) каждый чиновник, сдавая экзамен на получение должности, был обязан продемонстрировать владение ушу.
Свой "взлет" этот вид боевого искусства пережил уже в конце ХХ века, когда под влиянием фильмов с участием таких знаменитых актеров, как Брюсс Ли и Джеки Чан молодежь Европы и Америки стала буквально бредить ушу.
Традиции монастыря сохранены и по сей день. Послушники в Шаолине встают в 4 утра и ежедневно проводят шестичасовые тренировки. Монахи - их около 100 человек - полагают, что основой успеха является гармония духовного и физического развития, поэтому еще по шесть часов каждый день они посвящают изучению доктрин дзэн-буддизма.
Монастырь Шаолинь считают в Китае образцово-показательным туристическим хозяйством. Ежегодно монастырь посещает более миллиона туристов. Так, в 1999 году его посетили 1,3 миллиона человек, принеся в местную казну более 66 миллионов долларов. Понятно, что делиться такими доходами с частными фирмами государство не желает. Местные власти запретили в нем деятельность частных турагентств, ввели единые цены на услуги, организовали челночные автобусные маршруты и учредили службу жалоб и предложений.
Однако монахи охотно разыгрывают перед приезжими красочные представления, демонстрируя некогда секретные боевые стили. А в ноябре прошлого года знаменитый монастырь объявил о запуске собственного "реалити-шоу" под названием "Поиск звезды китайского кунфу", беспрецедентного для китайского телевидения.
На базе существующих вокруг монастыря школ образована даже специальная труппа артистов, с успехом гастролирующая в Китае и за рубежом. К услугам путешественников не только залы и инструкторы для тренировок, но и многочисленные харчевни, лавки с сувенирами, кинозалы, где они могут посмотреть фильмы о боевых искусствах Шаолиня.
Получая прибыли, монахам приходится защищать себя и в судах. Они отстаивают права на шаолиньскую символику. Размещенная на автомобилях, мебели, продуктах, она приносит производителям миллионные прибыли.
В 1999 году в Россию приезжал настоятель монастыря Шаолинь Ши Юнсин. Он побывал в Москве и Санкт-Петербурге, встречался с руководством столичной мэрии, представителями Госдумы, российских религиозных организаций.