www.nrc.nl

Британские исследователи изучили особенности возникновения аппетита у людей. Оказывается, человек не слишком отличается от собаки Павлова. У этой собаки, как известно, начинала выделяться слюна каждый раз, когда она слышала звон колокольчика. Однако подобный условный рефлекс можно развить и у человека. Причем раздражитель, вызывающий рефлекс, может не иметь ничего общего с едой. Например, чтобы возникло желание съесть ванильное мороженое или отведать бутерброд с арахисовым маслом, достаточно взглянуть на абстрактную компьютерную картинку, пишет сегодня Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru).

Ученые из Института неврологии медицинского колледжа при Лондонском университете при помощи магнитно-резонансной томографии решили выяснить, как мозг человека реагирует на раздражители. Они установили, что когда человек сыт, раздражитель как бы больше не действует. Только в случае патологической болезни он продолжает активно воздействовать на мозг. Исследователи считают, что результаты исследования, которые публикует журнал Science, помогут объяснить явления зависимости и нарушения питания.

У человека мысли о пище можно связать с определенными раздражителями, которые не обязательно должны иметь что-то общее с самой пищей. Когда потребность в пище удовлетворена, эта связь разрывается, выяснила команда ученых, возглавляемая Джеем Готтфридом.

"Если процесс разрывания связи проходит неправильно, то может случиться так, что человек снова и снова будет чувствовать потребность в еде, несмотря на то что он сыт.

Неспособность разорвать связь между различными картинами, звуками или другими раздражителями и мыслями о еде, вероятно, играет определенную роль при таких заболеваниях, как, например, булимия", - объясняет Готтфрид.

Для своих исследований ученые, используя ароматические вещества, натренировали 13 добровольцев: при созерцании определенных абстрактных картин они начинали думать о ванильном мороженом или арахисовом масле. Процесс обучения специалисты контролировали при помощи магнитно-резонансной томографии.

После показа картин испытуемых досыта кормили ванильным мороженым и бутербродами с арахисовым маслом. Затем Готтфрид и его коллеги вновь проверяли характер реакции на раздражитель при помощи магнитно-резонансной томографии. При этом они наблюдали значительное изменение активности мозга, прежде всего, в мозжечке и в орбитофронтальной коре (областях, которые уже попали в поле зрения ученых, - при изучении наркоманов, алкоголиков и больных, страдающих синдромом Клюверa - Бьюси).

В том случае, если человек только что поел соответствующую пищу, раздражитель не действовал. Однако если человек был голоден, то мысли о еде немедленно связывались с соответствующим раздражителем. Так, у людей, поевших мороженое, повышенная активность мозга наблюдалась, только когда они смотрели на картины, ассоциируемые с арахисовым маслом, и, наоборот, испытуемые, досыта наевшиеся арахисового масла, интенсивно реагировали только на картины, ассоциирующиеся с мороженым.

Ученые полагают, что природа намеренно заложила в мозг такую систему торможения в отношении реакции на раздражители, связанные с пищей. "Если бы мы каждый раз, когда чувствовали запах пищи, сломя голову бросались на ее поиски, то это было бы чрезвычайно непрактично", - говорит Джей Готтфрид.