В ходе досмотра грузового состава, направлявшегося в Иран, узбекские пограничники изъяли цезий-137 - "изотоп, идеально подходящий для радиологического теракта". Задержанный 29 декабря в Узбекистане киргизский состав был возвращен обратно в Киргизию, куда прибыл 31 декабря. В МАГАТЭ считают, что "этот случай связан скорее с угрозой для здоровья людей, чем с распространением ядерного сырья".
Киргизские власти только 9 января придали инцидент огласке, не уточнив количество обнаруженного цезия, пишет Le Figaro. Они лишь отметили, что уровень радиации рядом с вагоном был настолько высок, что для проникновения внутрь и обезвреживания груза потребовались "добровольцы". (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
В одном вагоне среди груды металлолома было обнаружено неопределенное количество цезия-137, используемого в медицинской и промышленной практике для производства приборов для измерения глубины, плотности, влажности и всевозможных эмиттеров в рентгенотерапии. Однако он может быть использован и для менее благовидных целей: изготовления "грязных бомб", состоящих из слабого взрывного заряда и радиоактивной субстанции, которые могут убить несколько десятков или сотен человек в случае детонации в густонаселенном месте.
Эквивалент "одного ведра радиоактивных отходов, смешанных с песком, пылью и снегом" был обезврежен и "немедленно замурован" в бетон, утверждает Алмабек Айтикеев из киргизского министерства чрезвычайных ситуаций.
Что касается происхождения груза, киргизская государственная железнодорожная компания "Темир" утверждает, что металлолом из Таджикистана был погружен в поезд, направлявшийся в Иран, регулярно импортирующий утилизованный цветной металл из Средней Азии.
"Весьма вероятно, что этот случай связан скорее с угрозой для здоровья людей, чем с распространением ядерного сырья", – отмечает представитель МАГАТЭ, пожелавший сохранить анонимность.
17 января МАГАТЭ потребовало предоставить полную информацию, однако Киргизия до сих пор не соизволила ответить и объяснить, почему об инциденте было объявлено только спустя десять дней. "Мы до сих пор ждем объяснений Киргизии, которая не обратилась к нам за помощью", – подтверждают в Международном агентстве по атомной энергии.
"Этот случай вызывает тревогу, – говорит Питер Циммерман, эксперт в вопросах распространения ядерного оружия из лондонского King's College. – Киргизские власти, похоже, не склонны к сотрудничеству, а груз пересек три границы (Киргизии, Казахстана и Узбекистана), прежде чем был обнаружен.
"Цезий-137 – это удивительная гадость. Этот изотоп идеально подходит для радиологического теракта, потому что генерирует очень мощное гамма-излучение, способное распространяться по воздуху в радиусе нескольких метров и даже проникать сквозь легкую броню. Но маловероятно, что Иран пытался таким образом заполучить цезий-137, – продолжает Циммерман. – Может быть, какой-то измерительный прибор затерялся среди лома. Такое бывает даже в развитых странах".
После окончания холодной войны Киргизия и Таджикистан являют собой малоутешительную картину в сфере торговли ядерными и радиоактивными веществами.
"Эмбарго, введенное в отношении Ирана, не распространяется на цезий-137, – говорит российский физик-ядерщик, тоже не пожелавший называть свое имя. – Поэтому Тегеран свободно может им обзавестись. Иранское правительство не заинтересовано в подобных операциях: в случае обнаружения факта подобной торговли риск репрессий настолько велик, что игра не стоит свеч. С другой стороны, не исключено, что здесь замешана какая-нибудь террористическая группировка".