НТВ

В столице Северной Ирландии Белфасте в среду продолжились столкновения между католиками и протестантами, огнестрельное ранение в ногу получил фотокорреспондент, сообщает ИТАР-ТАСС.

Стычки между экстремистски настроенной молодежью из числа двух общин продолжаются на границе двух кварталов на востоке города - населенного протестантами Ньютаунардс-роуд и населенного католиками Шорт-Стрэнда - с вечера 20 июня.

По данным полиции, в столкновениях принимали участие около семисот человек, передает "Русская служба BBC". Молодые люди через головы сотрудников правоохранительных органов забрасывали друг друга кусками кирпичей, петардами, а также бутылками с зажигательной смесью.

Особое раздражение участников беспорядков, многие из которых скрывали лица за масками, вызвал фоторепортер британского информационного агентства Press Association. В журналиста выстрелили, ранив в ногу, он был доставлен в больницу. Очевидно, экстремисты опасались, что их можно будет опознать по фотографиям.

- История конфликта между протестантами и католиками

После этого инцидента полиция рекомендовала журналистам не приближаться к участникам беспорядков. Правоохранители перекрыли ряд дорог и применили для разгона толпы два водомета и резиновые пули.

Ранее начальник местной полиции Алан Маккрам заявил, что в ночь с понедельника на вторник из толпы было сделано несколько выстрелов из огнестрельного оружия: две пули попали в полицейский Land Rover. В общей сложности полицейские насчитали 11 выстрелов из огнестрельного оружия: шесть со стороны республиканцев и пять - со стороны лоялистов. В больницу с ранениями было доставлено два человека. Во время беспорядков значительный ущерб бы причинен нескольким зданиям.

По данным правоохранительных органов, насилие в ночь на вторник началось после того, как группа молодых людей из протестантских районов Маунт и Каслри-стрит направилась в католический анклав Шорт-Стрэнд.

Власти обвинили в развязывании беспорядков подпольную протестантскую организацию "Добровольческие силы Ольстера". В 2009 году в рамках мирного процесса она объявила об отказе от вооруженной борьбы, то есть терроризма. Одновременно о прекращении кампании террора заявила католическая Ирландская республиканская армия (ИРА).

Первый министр Северной Ирландии протестант Питер Робинсон и его заместитель - католик и бывший боевик ИРА Мартин Макгиннесс осудили экстремистов, развязавших нынешнюю вспышку насилия в Белфасте.

Столкновения на религиозной почве ежегодно происходят в преддверии 12 июля. В этот день десятки тысяч человек, члены протестантского ордена оранжистов, отмечают годовщину победы армии короля Вильгельма III Оранского над войсками свергнутого им католического монарха Якова II. Протестанты проходят и по католическим районам, что часто приводит к насилию, напоминает РИА "Новости".

История конфликта между протестантами и католиками

Около 3/5 населения Северной Ирландии - протестанты, и более 2/5 - католики. Последние составляют большинство в Лондондерри и графствах Фермана и Тирон, сообщает сайт Agentura.ru.

Современное население все еще отражает последствия заселения Ирландии англичанами и шотландцами в XVII веке. Эта кампания проводилась в рамках английской политики колонизации: земля отчуждалась у ирландских землевладельцев и передавалась английским и шотландским поселенцам.

После подавления в Ольстере в 1609 году мощного восстания во главе с представителями крупной феодальной знати из этнических ирландцев появились первые колонизаторы Ольстера: захватчики из Англии и Шотландии получили земли согнанных и уничтоженных помещиков. Эти люди уже не имели ничего общего с ирландской языковой и культурной традицией, а в качестве знака принадлежности к метрополии им служило протестантское вероисповедание, подразумевавшее иную этику, манеру поведения и систему ценностей, чем у собственно ирландцев-католиков.

Важным пунктом становления "протестантского" самосознания в Ольстере стали военные победы в 1690-1691 годах протестантского английского короля Вильгельма Оранского над своим соперником шотландским королем Яковом, католиком по вероисповеданию, который высадился в Ирландии с намерением собрать из местного населения католическую армию и использовать ее в борьбе за британский престол.

Следствием окончательного подавления ирландских волнений стало принятие в так называемых "карательных законов", запрещавших ирландцам владеть имуществом, землей, оружием, торговать, обучаться в школах и прежде всего - исповедовать враждебную англичанам католическую религию.

Большинство протестантов выступают за продолжение союза Северной Ирландии с Соединенным Королевством, тогда как католики предпочитают объединение с Ирландской Республикой. Религиозные убеждения почти полностью отождествляются с политическими взглядами и отражают глубокий раскол в обществе. Только в середине 90-х наметился перелом, связанный с ростом влияния как среди протестантов, так и среди католиков умеренных партий, открыто декларирующих приоритет экономических и социальных вопросов.

Улучшение условий жизни католиков, освобождение политических заключенных-ирландцев, запрет радикальных военизированных организаций с обеих сторон сделали возможным отмену прямого правления из Англии. Было создано коалиционное правительство, общий парламент и единая североирландская ассамблея, в которой над выходом из кризиса работают представители всех партий. При этом массовые и самые влиятельные военизированные организации с обеих сторон объявили о прекращении огня.

Наиболее влиятельной политической партией в Северной Ирландии является Ольстерская юнионистская партия, состоящая главным образом из протестантов, поддерживающая союз с Соединенным Королевством и связанная с Консервативной партией Великобритании. Социал-демократическая и лейбористская партия, выступающая за объединение Северной Ирландии с Ирландской Республикой через механизм народного согласия, является ведущей политической организацией католического меньшинства. Партия Альянса и умеренная центристская группа, поддерживающая союз с Великобританией и выступающая против католического и протестантского экстремизма.

Воинственную оппозицию союзу с Великобританией в рамках католического сообщества представляет главным образом Ирландская Республиканская армия (ИРА).

Наиболее важной протестантской организацией в Северной Ирландии является орден Оранжистов, основанный в 1795 и выступающий в поддержку союза. Орден традиционно играет очень важную роль в политической и экономической жизни страны. Подпольные протестантские организации включают Ольстерские добровольческие силы и Ольстерскую оборонную ассоциацию.

После прихода к власти в 1997 году лейбористы разрешили контакты между государственными представителями и руководством католической партии "Шинн Фейн", которая в ответ объявила о прекращении огня. В апреле 1998 года переговоры между правительством и партиями Северной Ирландии привели к достижению исторического Соглашения Страстной пятницы. Основной вклад в это событие внесли Дэвид Тримбл, лидер ведущей юнионистской партии Ольстера, и Джон Хьюм, лидер умеренной националистической партии. Признанием их заслуг стала Нобелевская премия мира.

Соглашение предусматривало изменение статуса Северной Ирландии только с согласия ее жителей. Правительство Ирландской Республики обязалось снять конституционное притязание на суверенитет над всем островом. Были запланированы выборы североирландского парламента, создание министерского совета Север-Юг для развития сотрудничества между Белфастом и Дублином, а также Британо-ирландского совета. На свободу были отпущены "политические" заключенные, а также началось разоружение боевиков ИРА.

Однако противоречия между юнионистами и националистами вскоре вновь обострились, и политические силы Ольстера до сих пор так и не смогли договориться о начале совместного управления регионом. Положение усугубляется и тем, что умеренные силы и со стороны католиков, и со стороны протестантов уступили ведущие позиции более радикальным силам на недавних выборах в региональный парламент.