Проблема администрации Буша – в избытке мужественности, пишет газета Washington Post (текст на сайте Inopressa.ru).
"Мужественность" – так называется новая книга Харви Мэнсфилда, консервативного профессора управления из Гарварда.
Идея Мэнсфилда в том, что мужественность, которую он определяет как "уверенность перед лицом риска", это неверно понимаемое и недооцененное качество, пишет автор статьи, обозреватель Washington Post Рут Маркус.
Мужественность, пишет он, "ищет и приветствует драму, предпочитает периоды войны, конфликтов и риска". Ей присущи настойчивость и даже упрямство, она жаждет власти и действия. Этим объясняется то, что мужчины, по природе склонные считать, что "наша политика, наша партия, наш режим лучше других", преобладают в политической сфере.
Хотя мужественность – это "качество, преимущественно свойственное определенному полу", Мэнсфилд допускает, что и женщины могут обладать мужественностью, хотя единственный пример, который он находит и на который то и дело ссылается, – это Маргарет Тэтчер. "Можно ли научить женщин мужественности и сделать их настойчивее? – спрашивает он. – Или это все равно что учить кошку лаять?"
"Проблема с мужественностью не в том, что ее не существует, – заключает Мэнсфилд. – Она существует, но она без работы".
"Простите меня, но я думаю, что Мэнсфилд все неправильно понял. Мужественность существует. Проблема в том, что она излишне загружена работой, и больше всего – в нынешней администрации", - пишет Рут Маркус.
Бесспорная мужественность администрации времен Буша представляет резкий контраст с его предшественниками и теми, кто мечтает прийти на смену. Если республиканцы – это партия-папа, то демократы – партия-мамочка: Белый дом Клинтона зачастую вел себя как дамочка с избытком эстрогена – нерешительная и недисциплинированная.
Предполагаемый преемник Билла Клинтона, Эл Гор стал предметом насмешек, когда пригласил Наоми Вулф помочь ему выглядеть первоклассным мужчиной; после этого Джону Керри пришлось заняться виндсерфингом и охотой, чтобы доказать, что он настоящий мужчина.
Сегодня слабость не предмет для беспокойства. Нынешнюю администрацию возглавляет ковбой, которого поддерживает охотник на куропаток.
Несомненно, в мужественном президентстве есть положительные аспекты: вспомните Буша с мегафоном на развалинах башен-близнецов. После теракта никому не был нужен чувствительный президент. Даже сейчас сила лидера занимает верхние строчки в опросах, когда избирателей спрашивают, что их восхищает в Буше.
Но у мужественности Белого дома есть и темная сторона – проклятье, а не преимущество. Самый известный пример – война в Ираке: администрация посчитала себя вправе в одностороннем порядке начать превентивную войну, она категорически не желала говорить о слабости разведданных, касающихся оружия массового поражения, и отметала сомнения относительно хода войны, выставляя альтернативные мнения как придирки тех, кто не входит в команду.
Мужественность по Мэнсфилду присутствует и в уверенности – излишней уверенности – Буша в ситуации с ураганом "Катрина". А притязания администрации на почти полную бесконтрольность исполнительной власти – это высшее проявление мужественности: как это по-мужски – решить, что конгресс дал право игнорировать закон, даже не поставив никого в известность; решить, что полномочия главнокомандующего позволяют отмахнуться от надоедливых мух из конгресса, которые пытаются положить конец подслушиванию без разрешения суда, считает Рут Маркус.
Мэнсфилд пишет, что хочет убедить "читающих скептиков, прежде всего образованных женщин", в том, что "нерациональная мужественность заслуживает того, чтобы ее одобрил разум".
Извините, профессор, вам это не удалось, отвечает ему Маркус." Нашей стране нужно чуть меньше мужественности и чуть больше качеств, которые вы назвали бы женскими: сдержанности, вдумчивости, желания идти на компромисс и, может быть, даже немножко сомнений в своей правоте", - пишет она.