Обеспокоенный, но уверенный в том, что "победа в новой войне будет в конце концов одержана", президент США Буш принял корреспондента итальянской газеты Repubblica накануне своего визита в Европу. Перевод статьи можно прочитать на сайте Inopressa.ru.
В ходе этого турне Буш посетит четыре страны: Россию, Германию, Францию и Италию, где в Пратика ди Маре будет подписан договор о новом партнерстве между НАТО и Россией. Буш, называющий себя "человеком мира", выбрал для беседы с итальянским журналистом зал Теодора Рузвельта в Белом доме, где хранится золотая медаль, полученная Рузвельтом в 1906 году в качестве первой американской Нобелевской премии мира.
- Чего вы ждете от своей поездки в Европу?
- Прежде всего, хочу сказать, что я давно думал о таком визите. Я никогда не бывал в Германии и подготовил речь, с которой буду выступать в Бундестаге. Прежде всего, я напомню моим европейским друзьям о том, что война с терроризмом еще далека от завершения. Я буду говорить о сотрудничестве, потому что это единственное, во что я верю. Я буду говорить с ними о вещах, необходимых для продолжения борьбы за свободу. В моих выступлениях, как в публичных, так и частных, я скажу, что мы хотим не только безопасного, но и лучшего мира. Я рассматриваю эту поездку как прекрасную возможность для защиты нашей свободы, нашей совместной работы по строительству лучшего мира. Мне не удастся побывать в Нормандии на Memorial Day, о чем я как сын ветерана Второй мировой войны очень сожалею. Но, тем не менее, это будет приятная поездка.
- Вице-президент Чейни заявил, что против Соединенных Штатов будет совершен новый теракт. Это может произойти завтра, через неделю, через год?
- Я разговаривал с директором ФБР, который приходит ко мне с докладом каждое утро. Эти заявления основываются на информации, получаемой разведслужбами. Все эти сведения указывают на то, что "Аль-Каида" действует, составляет заговоры, к чему-то готовится. Он говорит, что не удивится, если будет новый теракт и что террористов будет очень трудно остановить.
- Что говорит по этому поводу Чейни?
- Вице-президент придерживается такого же мнения. Если бы я знал, что теракт будет совершен в определенное время в определенном месте, мы бы действовали жестче, мы бы сделали все, чтобы его предотвратить. Я не думаю, что следует много распространяться на эту тему. Конечно же, люди, которые могут стать жертвами, должны быть информированы, а вся страна и правительство должны быть готовы к реагированию. Террористы - очень хорошо подготовленные киллеры. Я называю их киллерами потому, что они на самом деле убийцы. Они здесь, чтобы убивать, они способны на многое. Мы узнаем, что они еще более изощренные, чем можно было бы предположить. Они думают, планируют и действуют, прячутся в свободных странах.
- Как их остановить?
- Вице-президент и директор ФБР пытаются понять их намерения, их способности и методологию, и если нам будет известна их методология, мы сможем пресечь их деятельность. Мы должны быть очень внимательными, мы должны защищать нашу страну. Каждое утро я узнаю об угрозах. Некоторые направлены не против американских интересов, а против интересов наших друзей или союзников. Я могу сказать, что мне известно об угрозах и в отношении страны, которую вы представляете. Мы всегда делимся информацией с другими. Я убежден, что информация, касающаяся европейских стран, уже достигла разведслужбы европейских стран. Это очень важно. Я не хочу прослыть паникером, но террористы занимают непримиримые позиции. Когда я говорю, что лучший способ защиты - это оборона, значит, я хочу сказать, что лучший способ защитить наших граждан - выманить из логова террористов. Самая важная моя работа - защищать Америку и наших друзей и союзников, защитить невинных людей в европейских странах.
- Как вы реагируете на критику по поводу того, что вас плохо информировали?
- Такое часто происходит в Вашингтоне, и я привык к этому. Многие депутаты, включая демократов, ответственные граждане, им известно, как работает разведка. Я могу только лишь сказать, что мы - единая страна, и в этой стране республиканцы и демократы объединились в борьбе с терроризмом. Я высоко оцениваю дух, царящий в Вашингтоне.
- Поговорим о Ближнем Востоке. Вы считаете возможным мир с Арафатом?
- Прежде всего, я хочу напомнить, что Арафат наносит ущерб палестинцам. У него была возможность возглавить свой народ, у него была возможность подписать мирный договор при моем предшественнике. У него было много возможностей, но он их не использовал. Я говорю это с большим сожалением, потому что меня поражает ситуация, в которой оказались палестинцы, бедные, изолированные, разочарованные. Но я вновь повторяю, что Арафат лишился моего уважения, потому что не смог возглавить свой народ. Но, несмотря на это, я верю, что мир возможен, и придаю большую важность тому, что мы будем работать вместе над созданием двух государств, которые могут жить бок о бок, в мире. Твердо зная о том, что мир необходим для безопасности Израиля и для осуществления надежд палестинцев.
- Какие проблемы существуют между Европой и Соединенными Штатами?
- Прежде всего хочу сказать, что нас большее связывает, чем разъединяет. Понимаете, любовь к свободе - сильнейшая связь. Итальянцы, так же, как французы, немцы, русские и американцы, очень любят свободу. Нас многое объединяет: демократические законы, конституции, рынок. У нас общие проблемы, которые мы должны решить, несмотря на возможные споры между нами. Например, борьба с терроризмом нас объединяет. Я могу сказать, что у нас с Европой прочные и разносторонние отношения. Но совершенно естественно, что время от времени у нас появляются разногласия. Последний пример - торговля. Между двумя сторонами налажены многомиллиардные обмены, и если не было бы обменов, не было бы и проблем.
- Одним из самых важных связующих звеньев между США и Европой является НАТО.
- Совершенно верно.
- Что вы можете сказать о новом совете НАТО-Россия? Может ли Россия влиять на решения НАТО?
- Пребывание России среди 20 стран-членов НАТО не дает ей никакой возможности накладывать вето на военные решения. Это очень важный момент. Вместе с тем следут признать, что Россия - важный партнер Европы. На первом этапе НАТО будет работать с Россией в сфере нераспространения оружия массового поражения и борьбы с терроризмом. России терроризм угрожает так же, как и Италии. Ваши читатели должны знать, что речь идет о реальной опасности, хотя порой кажется, что это не так. Президент Путин прекрасно осознает эту опасность, и это явилось одним из мотивов, по которым Россия стала партнером НАТО.
- Перейдем к Ираку. Вы думаете, что он пока под контролем или же Соединенные Штаты все же нанесут удар?
- Конечно. Я терпеливый человек. Но слово контроль ничего не значит, когда есть кто-то, кто в состоянии разрабатывать оружие массового поражения. Как можно контролировать того, у кого есть возможность производить такое мощное оружие? Я убежден в этом, потому что мне известна природа этого режима. И мне известно, какая угроза может возникнуть, если у террористических организаций окажется такое оружие.
- Таким образом, война с Ираком будет?
- Мне известно, что в мире с большой обеспокоенностью восприняли мои заявления по Ираку и другим странам, поддерживающим терроризм. Но я должен говорить предельно ясно, объяснять природу этих режимов. И я намерен продолжать делать это.