yuanming.net

Ситуация в Узбекистане представляет собой экстремальный пример несоблюдения основополагающих принципов защиты интересов людей, оказавшихся подверженными пыткам. Об этом заявил координатор программы Ассоциации по предотвращению пыток по Европе и Центральной Азии Мэтью Прингл. В пример по участию властей и мониторингу ситуации он привел Грузию.

"Этим людям создают проблемы на пути защиты их прав – им не дают доступа к профессиональным адвокатам, ограничивая предоставлением нежелающих идти против власти адвокатов, не позволяют часто встречаться с родными", - рассказал Прингл в интервью корреспонденту "Фергана.ру".

- Для иностранных делегаций власти Узбекистана устраивают "театр"
- После андижанских событий ситуация не изменилась

По словам Прингла, специальный докладчик ООН по пыткам отметил, что в Узбекистане "пытки носят систематический характер". Это определение может трактоваться как сознательная государственная политика в области пыток, поскольку государство осведомлено об этих случаях.

Эксперт считает, что правоохранительные органы не расследуют подобные инциденты, так как властям не выгодно привлекать к ответственности виновных. Пока действует данный режим, допускающий все эти нарушения, отношение "карателей" к жертвам не изменится, считает специалист.

"Необходимо создать эффективный механизм по наблюдению за выполнением пунктов этих документов и проследить, насколько это возможно в нынешних условиях, так как это требует профессиональной подготовки всех заинтересованных сторон (государственных структур, юридических организаций, гражданского общества) и политической воли", - считает эксперт.

По его мнению, хорошим примером в этом случае может послужить Грузия, где, по словам Прингла, механизм мониторинга является более чем эффективным, а ситуация с пытками в стране в последние годы резко улучшилась. Отметим, ранее международные правозащитники заявляли что в Грузии продолжают пытать задержанных.

После андижанских событий ситуация не изменилась

По словам Прингла, международное сообщество стало пристально следить за ситуацией в Узбекистане после событий в Андижане, где, по мнению правозащитников, после подавления вооруженного восстания власти развернули массовые репрессии, чтобы "скрыть правду об убийствах сотен мирных демонстрантов".

Однако как считает эксперт, с тех пор ситуация с пытками в стране не сильно изменилась. Он также отметил, что Ассоциация по предотвращению пыток начала отслеживать ситуацию в Узбекистане еще в 2004 году.

По мнению Прингла у мирового сообщества есть только один способ влиять на ситуацию в Узбекистане - эффективным механизмом наблюдения и отслеживания подобных происшествий.

"К сожалению, в данный момент возможность посещать пенитенциарные учреждения Узбекистана имеет только Международный комитет красного креста (МККК), и отсутствие такого доступа усложняет нам процесс получения данных для полноценной оценки ситуации", - пожаловался Прингл.

По словам Прингла, попытки властей избежать проблем, устранив из тюрьмы на время визита правозащитников отдельных заключенных из числа критиков - легко отслеживаемы. Представители МККК могут напрямую потребовать разговора с тем или иным заключенным, однако это может быть небезопасно для самих заключенных и, возможно, ухудшит условия их дальнейшего пребывания в стенах тюремного учреждения.

"Существует также способ, когда представители МККК требуют разговора с любым заключенным без свидетелей, и спрашивают о том, сколько заключенных было в данном учреждении до визита наблюдательной миссии, находились ли там конкретные заключенные, называя их, в частности, по именам", - рассказывает Прингл.

Для иностранных делегаций власти Узбекистана устраивают "театр"

Прингл хорошо понимает, что ситуация в Узбекистане прямо противоположна той, которую описывают узбекские чиновники на всевозможных международных форумах.Во время конференции в 2006 году узбекские власти продемонстрировали иностранным гостям красочные стенды, изображающие счастливую жизнь и благополучии узбекского народа."Это больше походило на театр, нежели на выступление Узбекистана на высоком форуме", - говорит Прингл.

Из-за такого нежелания узбекского правительства сотрудничать с международными и узбекскими ННО мнение об Узбекистане не меняется, а только ухудшается, считает он.

Тем не менее, ожидать перемен необходимо, считает эксперт. "Без надежды не будет и стремления что-то менять", - говорит он.Принг также выразил надежду на то, что узбекское правительство прислушается к рекомендациям международного сообщества."Борьба за права человека должна быть продолжена", - заявил он.