publicsenat / YouTube.com

После убийства Мухаммеда Мера, хладнокровно расстрелявшего на юге Франции семь человек, включая малолетних детей, все громче звучат призывы проверить деятельность спецслужб, которые, как выяснилось, следили за "тулузским стрелком" несколько лет, но так и не смогли предотвратить трагедию. Вопросы также вызывает сама операция по его обезвреживанию. Власти упрекают в том, что они так и не умели взять живым террориста, который хвастался, что "поставил Францию на колени". В целом критика сводится к тому, что операция была "провальной".

В частности, с резкой критикой выступил ветеран французского спецназа, основатель элитного спецподразделения французской жандармерии GIGN 67-летний Кристиан Прото. По его мнению, командование RAID (антитеррористическое подразделение спецназа) проводило операцию в Тулузе без четко разработанного плана. Он выразил недоумение тем, что подразделение элитных спецназовцев не смогло задержать живым осажденного одиночку, на чем настаивали высшие власти страны, сообщает AFP.

Ветеран предложил свою тактику проведения операции. "Надо было закачать все слезоточивым газом. Это не заняло бы и пяти минут. Вместо этого они (RAID) забрасывали его (светошумовыми) гранатами", - сказал Прото. Такие действия только привели Мера в ярость и спровоцировали его на ожесточенное сопротивление, приводит его слова РИА "Новости".

- Западная пресса о "джихаде в сердце Европы": "Он ждал в позе бойца, с твердой решимостью"

"Я могу показаться самонадеянным, но под моим командованием GIGN провел 64 операции, во время которых никто не погиб", - добавил он.

"С чисто технической точки зрения эта операция, продлившаяся 32 часа, стала провальной", - написал в блоге на сайте Marianne2 журналист, специалист по военным вопросам Жан-Доминик Мерше.

Специалисты по антитеррористической борьбе утверждают, что операция по обезвреживанию Мера была довольно простая хотя бы потому, что он был один, без заложников. По мнению журналиста, к "провалу" привело элементарное отсутствие достоверной информации.

До последнего, даже когда спецназ уже штурмовал, никто не знал, жив ли террорист вообще. Поэтому его внезапное появление из ванной, да еще с стрелявшего, стало своего рода неожиданностью. В ходе перестрелки Мера смог отойти к окну и выпрыгнуть из него прежде, чем был застрелен снайпером.

"Французские власти заслуживают критики за свое обхождение с Мера", - пишет The Times. Тот факт, что шесть полицейских получили ранения, свидетельствует об определенной степени некомпетентности, проявленной при организации, планировании и осуществлении операции по обезвреживанию террориста, говорится в статье.

Почему террориста не обезвредили заранее, хотя он был под наблюдением

Другие задаются вопросом, почему спецслужбы не обезвредили Мера до того, как он успел устроить бойню. Тем более что в поле зрения правоохранительных органов он попал давно. Еще подростком он фигурировал в десятке с лишним мелких преступлений, в 19 лет отсидел полтора года в тюрьме за кражу.

Конечно, все эти деяния не связаны с терроризмом, но властям было известно, что в ноябре 2010 и августе 2011 года он посетил Афганистан и Пакистан. Как утверждал сам Мера, в пакистанской провинции Вазиристан он обучался в лагере боевиков "Аль-Каиды" и считал себя "воином ислама", сообщает BBC.

После возвращения из-за границы Мера опять попался на вождении без прав. Его адвокат рассказал, что лишь пару месяцев назад встречался со своим подзащитным и советовал ему "хорошо себя вести", потому что после пребывания в Афганистане он находится под особым наблюдением полиции, говорится в статье на новостном блоге Yahoo The Envoy.

"Как раз в этом заключается главный вопрос, который теперь задают французским властям: если Мера был под особым наблюдением, то что же это за наблюдение, позволившее ему устроить дерзкую бойню с разницей в несколько дней?" - говорит продюсер телеканала France 24 Кристоф Бауэр. Очевидно, спецслужбы беседовали с ним после его возвращения из Афганистана, однако убийств так и не предотвратили.

Кстати, Вашингтон после поездки Мера в Афганистан включили его имя в "черный список" авиапассажиров, которым запрещен въезд в США.

Эксперты по изучению джихадистских движений объясняют: самое сложное - предугадать, какие дальнейшие шаги предпримет исламист, если предпримет вообще. И уж точно никогда нельзя заранее сказать, станет ли человек радикальным приверженцем исламистских идей.

Были другие факторы, осложнившее задачу спецслужбам. Во-первых, Мера использовал огнестрельное оружие, а не взрывчатку, которую в большинстве случаев применяют джихадисты в Европе и США. Их планы часто удается предотвратить на стадии подготовки, потому что для бомб они вынуждены скупать в больших количествах разные "подозрительные" ингредиенты и полиция успевает все отследить.

Арестовать боевика заранее не было никакой возможности, объяснили власти: "У нас правовое государство"

Между тем премьер Франции Франсуа Фийон заявил в пятницу, что арестовать Мухаммеда Мера до того, как он совершил убийства, не было никакой возможности. "В такой стране, как наша, ни у кого нет права без разрешения органов юстиции вести постоянно слежку за человеком, который не совершил правонарушение, - пояснил он. - Мы живем в правовом государстве".

Фийон указал, что сотрудники Центрального управления внутренней разведки Франции контролировали какое-то время перемещения Мера и пришли к выводу, что он не представляет опасность для республики. "То, что он имел связи с салафитскими организациями, не является правонарушением, - цитирует премьера ИТАР-ТАСС. - Не надо путать религиозный фундаментализм и терроризм, хотя нам и хорошо известны связи между ними".

В свою очередь министр иностранных дел страны Ален Жюппе признал, что необходимо разобраться в том, были ли действительно допущены ошибки со стороны разведки. "Мы должны внести в это ясность", - сказал он.

А министр внутренних дел Клод Геан считает, что спецслужбы сделали в данной ситуации все необходимое. По его словам, разведка и контрразведка отслеживают множество экстремистов, однако полностью предотвратить акты насилия "волков-одиночек", подобных Мера, крайне сложно.

Наконец, министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что задача по обезвреживанию "тулузского стрелка" была выполнена. "Однако каждый теперь должен извлечь максимальный урок из произошедшего", - подчеркнул министр.