Представители вдовы перебежчика Александра Литвиненко подали давно готовившийся иск в Европейский суд по правам человека в попытке заставить правительство России признать ответственность за убийство ее мужа и выплатить компенсацию. Ровно год назад Литвиненко умер от отравления радиоактивным полонием-210.
Как отмечает The Financial Times, это даст новый толчок спору, который уже стал причиной беспрецедентного с момента окончания холодной войны ухудшения отношений России и Великобритании. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.) Этот шаг грозит осложнить действия Великобритании по ликвидации негативных дипломатических последствий дела Литвиненко.
О том, что иск уже подан, сообщили на пресс-конференции в пятницу адвокаты Марины Литвиненко, передает Sky News. Один из них Луис Кристиан заявил, что у них "есть доказательства потворства либо причастности Российской Федерации к убийству Литвиненко". Марина Литвиненко заявила, что просто "хочет узнать, кто стоит за убийством мужа": "Я обещаю, настанет день, и мы точно будем знать, кто несет за это ответственность. Потому что мы не можем чувствовать себя в безопасности, не зная этого".
Как предполагается, адвокаты вдовы Литвиненко будут строить свой иск на научных свидетельствах и отчетах полиции, из которых следует, что доступ к смертельному полонию-210, с помощью которого был убит Литвиненко, могла получить лишь поддерживаемая государством группировка или отдельные преступные элементы внутри такой группировки, и это государство - Россия.
Луис Кристиан заявил, что в распоряжении истцов есть отчет "видного эксперта" о том, что полоний, который фигурирует в деле Литвиненко, возможно, мог быть получен лишь с расположенного в 450 км к юго-востоку от Москвы завода "Авангард", на котором раньше производилось ядерное оружие.
На пресс-конференции также присутствовали Борис Березовский, друг Литвиненко Александр Гольдфарб, эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев и отец Александра Литвиненко Вальтер.
Дипломатические осложнения
В июле, в рамках одного из первых решений, принятых министерством иностранных дел при Гордоне Брауне, в ответ на отказ Кремля экстрадировать Андрея Лугового, бывшего сотрудника КГБ, которого английская прокуратура называет главным подозреваемым в убийстве Литвиненко, Великобритания выслала 4 российских дипломатов. Через несколько дней Москва ответила по принципу "око за око" выдворением 4 британских дипломатов.
С тех пор правительство Брауна фактически предпочитает не предпринимать новых дипломатических шагов против России, касающихся этого дела. Во вторник представитель британского МИД заявил, что на двусторонних встречах его ведомство продолжает настоятельно требовать выдачи Лугового. Впрочем, он добавил: "С нашей точки зрения этот вопрос не стоит связывать с другими проблемами. Это автономный вопрос".
Выдаче Лугового препятствует статья Конституции, которая запрещает экстрадицию граждан России. Кроме того, по словам сотрудников прокуратуры из Москвы, британские коллеги не передавали им конкретных доказательств, которые указывали бы на Лугового, тогда как источники в судебных и дипломатических кругах Великобритании утверждают, что предоставили детально разработанное дело.
Следы полония и Лугового расходятся
За год до трагедии Литвиненко связался с Луговым из Лондона, чтобы свести с потенциальными клиентами. Андрей Луговой за год больше десяти раз ездил в Лондон. 1 ноября 2006 года в сопровождении своей жены, троих детей, а также друга и партнера Дмитрия Ковтуна он приехал в Лондон на матч "Арсенал" – ЦСКА, а перед матчем вновь встретился с Литвиненко. Это та самая знаменитая встреча в баре отеля Millennium около 16:00. Литвиненко умер 23 ноября, после агонии, о которой рассказали СМИ всего мира. На следующий день Луговой в российских СМИ поклялся, что невиновен, напоминает французская Le Figaro.
Отец четверых детей, Луговой заявил, что потрясен такой медиашумихой. Но проходят месяцы, и он становится все более самоуверенным и самонадеянным. После предъявления ему обвинения британским правосудием 22 мая Андрей Луговой созывает настоящую звездную пресс-конференцию в агентстве "Интерфакс". Подозреваемый "номер один" обвинил британские секретные службы в отравлении собственного агента Литвиненко и в попытке его (Лугового) завербовать. Обвинил он и Березовского, которого называет "преступником", несмотря на то, что встречался с ним во время своего пребывания в Лондоне всего за несколько дней до убийства. Что касается доказательств выдвинутых обвинений, по его словам, он вынужден держать их в тайне.
Луговой и его друг Ковтун оставили следы полония-210 повсюду, где бывали в Лондоне, начиная с их предыдущей поездки 16-18 октября 2006 года. Их невиновность, утверждает Луговой, доказывает тот факт, что в самолете, на котором они прибыли из Москвы в Лондон 16 октября, не обнаружено никаких радиоактивных следов. Значит, яд привезли не они. Что и требовалось доказать. Он забыл упомянуть еще об одной гипотезе: если он или Ковтун – убийцы, они вполне могли привезти яд 16 числа – или раньше – в герметичном контейнере. Альфа-излучение у полония слабое. Только при открытии емкости субстанция оставляет слабо различимые следы.
Если судить по дозе радиоактивного излучения, полученной Александром Литвиненко, и по другим признакам, отравлен он был именно 1 ноября, а никак не раньше. "Где видеозаписи бара Millennium? – говорит Луговой в свою защиту. – Наше алиби на кассете. На ней прекрасно было бы видно, что мы ему ничего не подсыпали".