Reuters

Ключевой этап переговоров о судьбе ядерной программы Ирана проходит в Женеве. Отрывочные и подчас противоречивые сообщения с места действия передают атмосферу настоящего политического триллера: уговаривать Иран пойти на компромисс прибыли все министры иностранных дел "шестерки" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия), а счет встречам в разном составе перевалил за десяток.

На протяжении дня представители Ирана в разных интервью сообщали то о достигнутом прогрессе, то о неготовности страны поступиться своими правами и интересами народа. Вечером в субботу иранский министр иностранных дел Джавад Зариф объявил о промежуточных результатах: "Мы обсуждаем соглашение из трех разделов, и могу вас заверить, что право Ирана на обогащение будет включено в любую сделку... Мы четыре дня говорим о деталях соглашения, три фазы которого включают общие цели, предварительные меры и результат, к которому мы должны прийти".

Днем в субботу в фешенебельный отель в Женеве, где проходят переговоры, прибыли все главы МИД стран-участниц переговоров. Последним приехал министр иностранных дел Китая Ван И, передает ИТАР-ТАСС. Глава российского внешнеполитического ведомства подключился к раунду переговоров накануне. В субботу в Женеву прилетели госсекретарь США Джон Керри, главы дипведомств Франции Лоран Фабуис, Великобритании - Уильям Хейг, Германии - Гидо Вестервелле. В переговорах также принимают участие Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и глава МИД Ирана Джавад Зариф.

Переговоры стартовали в среду - но на уровне политдиректоров, а не министров. К выходным статус повысился, и СМИ стали ожидать прорыва - заключения первой "дорожной карты" по развитию иранской ядерной программы. Она, по утверждению властей, носит исключительно мирный характер, в котором Запад традиционно сомневается. Гарантии предполагается обменять на отмену санкций. В этой связи особое значение придавалось приезду Керри: глава внешнеполитического ведомства США посещать Женеву не планировал, и Госдеп прямо объявил, что его участие связано с перспективами подписания рубежного документа.

Сам Керри отказался от комментариев перед началом переговоров. В субботу он встретился, в том числе, и с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Как отмечает ИТАР-ТАСС, прибывшие сегодня европейские министры в кратких высказываниях для прессы признали, что диалог протекает сложно. "Продолжаются сложные переговоры, мы стараемся уменьшить количество разногласий, - сказал британец Хейг. - И мы здесь не потому, что переговоры уже закончились, мы здесь потому, что они - сложные".

Его германский коллега заметил, что Ирану и "шестерке" предстоит сделать еще много работы, чтобы достичь соглашения, но шанс есть. "У нас остаются проблемные вопросы, которые нужно решить, соглашения до сих пор нет", - сказал он.Глава МИД Франции Лоран Фабиус предупредил, что Париж устроит только "крепкое соглашение". "По теме иранского ядерного досье я хочу крепкого соглашения, и я приехал сюда, чтобы работать", - заявил он.

По данным источников Reuters, одним из ключевых вопросов стала судьба ядерного объекта в иранском городе Арак. Сторонники жесткой линии, в частности Франция, настаивают на прекращении строительства реактора на тяжелой воде. Позже эту информацию подтвердил "Интерфаксу" замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Позиция Ирана формально не обозначена, но, судя по высказываниям министра Зарифа, возможности для компромисса ограничены.

Тот заявил: "Мы выступаем против любого чрезмерного давления... Иран воспротивится любым чрезмерным требованиям, которые ограничат наши права на развитие ядерной программы, - сказал министр. - Переговоры вышли на очень сложный этап, мы настаиваем на праве нашей страны, и мы не готовы принять соглашение, которое пойдет вразрез с интересами Тегерана". При этом анонимный источник в делегации Ирана сообщал агентствам, что стороны "близки к соглашению".

На переговорах, длящихся более 10 лет, "шестерка" пытается добиться от Ирана выполнения шагов, которые снимут обеспокоенность международного сообщества по поводу возможной военной направленности ядерной программы Тегерана. Иран добивается отмены широкомасштабных санкций, наносящих серьезный ущерб экономике.