Reuters

Накануне католического Рождества британская газета The Daily Mail опубликовала цветные фотоснимки, изображающие Адольфа Гитлера и его приближенных, которые собрались на праздничный вечер 18 декабря 1941 года в мюнхенском ресторане Lowenbraukeller.

По мрачным выражениям лиц собравшихся не скажешь, будто они что-то празднуют, отмечает автор британского издания. Возможно, это связано с недавним провалом наступления на Москву, а ведь эта неудача расстроила их планы по быстрому захвату России.

На фотографиях, которые были обнародованы лишь недавно, Гитлер и его ближайшие соратники проводят прием в честь курсантов офицерских училищ СС в Мюнхене. У фашистов был нетрадиционный подход к Рождеству - Гитлер считал, что религии нет места в "тысячелетнем Рейхе", и поэтому христианского святого Николая он заменил на языческого бога Одина, и призвал немцев вместо Рождества справлять зимнее солнцестояние.

На верхушке рождественской елки, оставшейся за кадром, вместо традиционно устанавливаемого там ангела была свастика, а многие елочные игрушки были украшены руническими символами и вариациями на тему Железного креста.

В 1944 году фашисты попытались использовать Рождество как день памяти погибших, в особенности солдат. Но хотя многие немцы и переключилось на пирожные и елочные украшения в форме свастики, большинство все же называло праздник Рождеством.

Снимки выполнил Хуго Джегер, один из личных фотографов Гитлера. В конце войны он уложил фотографии в стеклянные футляры и спрятал их в тайнике в пригороде Мюнхена, опасаясь их утраты. Впоследствии он продал реликвии американскому журналу Life, который и опубликовал многие из них на этой неделе.

В комментариях к статье некоторые читатели утверждали, что снимки сделаны до начала войны: Гитлер и его приближенные носят коричневую партийную форму со свастиками на рукавах, хотя с началом войны они переоделись в форму военного образца, а на рукавах вместо повязки со свастикой стали носить шевроны в виде герба нацистской Германии. У некоторых комментаторов публикация фотографий главарей нацисткого режима вызвала отвращение. А Герман Геринг из Рио-де-Жанейро написал: "Я помню все, как будто это было вчера..."